Наименование головного судна:   ТАЙФУН

          Проект:   1233

          Тип судна:   Морской пассажирский газотурбоход на подводных крыльях

          Назначение судна:  Скоростные перевозки пассажиров в прибрежных морских районах с удалением от портов до 100 миль

          Автор проекта:   ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз»)

          Постройка:   ССЗ «Алмаз» Ленинград

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ  СУДНА  ТИПА  «ТАЙФУН»

 

     Размеры габаритные, м:

          длина

31,4

          ширина по корпусу

5,6

          ширина по кромкам крыльев

10,0

     Осадка, м:

          в водоизмещающем положении по корпусу

1,3

          в водоизмещающем положении с учетом крыльев

4,1

          при ходе на крыльях

1,3

     Клиренс (подъем корпуса над водой в эксплуатационном режиме)

до 1,5 м

     Водоизмещение порожнем, т:

54

     Водоизмещение полное, т:

65

     Скорость, уз

          максимальная

44

          эксплуатационная

36

     Пассажировместимость, чел

98-105

     Экипаж, чел

4

     Дальность плавания (при эксплуатационной скорости), миль

170

     Мореходность, высота волны, м

до 2,0

     Главный двигатель:

     Марка:

АИ-23с-1

     Количество:

2

     Максимальная мощность, л.с:

2х1750

     Тип передачи

Z-образная колонка К-1700

     Движитель основной:

     Тип

гребной винт

     Количество

2

     Диаметр, м

0,68

     Шаг, м

0,78

     Дисковое отношение

1,14

     Число лопастей

3

     Двигатель малого хода

     Марка

6ЧСП13/14

     Мощность, л.с

165

     Тип передачи

Z - образная колонка

КП-150

     Движитель малого хода

     Тип

гребной винт

     Количество

1

     Крыльевое устройство

 

     Тип крыльевого устройства

АУПК

     Распределение нагрузки на крылья (носовое / кормовое), %

77 / 23

     Связь и навигация

гирокурсоуказатель, магнитный компас,

гидравлический лаг, малогабаритная РЛС, телефонно-телеграфная радиостанция, аварийная радиостанция

 

п/п

Название

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Тайфун

1969

Ленинград

Сборка корпуса

Инженеры и конструкторы

Крылья «Тайфуна»

Рулевая рубка

НОВОЕ!

Спуск газотурбохода

Испытания газотурбохода_1

Испытания газотурбохода_2

Статья:

Морской пассажирский газотурбоход «Тайфун»

 

   Проектирование корабля на глубокопогруженных автоматически управляемых подводных крыльях начато в 1964 году (главный конструктор В. М. Бурлаков). Существенное участие в работах принял К. Ж. Аванесов. Основной двигатель судна создан в ЗМКБ «Прогресс» (Запорожье, Украина) под руководством моторостроителя Ф. М. Муравченко.

   «Тайфун» был построен для отработки новых технологий, нужных для реализации МРК «Ураган» (Проект 1240), а также для практической апробации формы корпуса, системы управления и гидродинамики подводных крыльев. На нём были отработаны принципы построения системы стабилизации, осуществлена разработка угловых колонок для передачи мощности к гребным винтам.

   Корпус и надстройка газотурбохода полностью клепаные и были изготовлены из алюминиево-магниевого сплава.

   Крыльевое устройство состояло из носового и кормового глубоко погруженных крыльев, автоматически управляемых электронной системой с помощью закрылков. Крыло было выполнено по профилю Вальхнера, стреловидность крыла отсутствовала. Стойки крыльев имели высоту 3,5 метра, кормовые стойки выполнены в виде угловых неповоротных колонок.

   В процессе эксплуатации судно показало себя с хорошей стороны: за счет высокой скорости (около 50 узлов) быстрота перевозки пассажиров существенно превосходила все существующие виды морского, железнодорожного и автомобильного пассажирского транспорта. При этом по экономичности оно существенно выигрывало перед газотурбоходом «Буревестник». В процессе эксплуатации был выявлен и отработан ряд существенных проблем, таких как система управления закрылками, решения по угловым редукторным передачам мощности от двигателей к гребным винтам, системы гидравлики и некоторые другие. Эти результаты были учтены при проектировке КПК «Ураган».

   До 1974 года Тайфун выходил в море, после чего проект был сдан в архив, а корабль стоял без движения на заводской причальной стенке завода Алмаз.

   По результатам испытаний были сделаны следующие выводы: положительную оценку получили высокие гидродинамические качества судна, но при этом существовала большая сложность изготовления крыльев, угловой колонки и систем автоматики управления крыльями. По этой причине проект 1233 в серию не пошёл.

   Судно работало на линиях Ленинград – Таллин, Ялта – Сочи, Ялта – Одесса. За счёт высокой скорости, около 50 узлов, быстрота перевозки пассажиров существенно превосходила все существующие варианты морского, железнодорожного и автомобильного пассажирского транспорта. При этом по экономичности «Тайфун» существенно выигрывал перед похожим газотурбоходом «Буревестник».

 

 

И. Я. Баскаков, В. М. Бурлаков

Судостроение 10/1971

 

   Газотурбоход на подводных крыльях «Тайфун» является первым отечественным морским судном, оборудованным глубокопогруженными автоматиче­ски управляемыми крыльями (Рис.1). Оригиналь­ная система автоматической стабилизации движе­ния управляет подъемной силой подводных крыль­ев, существенно повышая мореходные качества газотурбохода.

 

 

   «Тайфун» имеет наибольшую длину 31,4 м, ме­жду перпендикулярами 26,5 м, ширину по корпусу 5,6 м, по кромкам крыльев 10 м. Осадка корпуса в водоизмещающем положении составляет 1,3 м, с учетом крыльев — 4,1 м, при ходе на крыльях — 1,3 м. Клиренс (подъем корпуса над водой в экс­плуатационном режиме) достигает 1,5 м. При полном водоизмещении — 65 т газотурбоход принимает на борт 98—105 пассажиров (в зависимости от уров­ня комфорта). Экипаж судна состоит всего из 4 чел. В энергетическую установку входят главные газотурбинные двигатели мощностью 2х1750 л.с. и дизель малого хода мощностью 165 л.с. Газовые турбины позволяют судну развивать скорость до 44 уз, дизель обеспечивает ход в водоизмещающем положении со скоростью 5 уз.

   Общая компоновка судна на подводных крыльях (СПК) «Тайфун» подчинена стремлению создать максимальные удобства для пассажиров и экипажа (Рис.2). Все пассажиры размещаются в одном са­лоне, оборудованном системой кондиционирования воздуха.

 

 

Стеклянные двери ведут из салона в вести­бюль и на прогулочную палубу. Из вестибюля имеется вход в багажное отделение, ходовую рубку и санитарные узлы. Расположение салона в носо­вой части позволило отдалить его от источников шу­ма. В пассажирском салоне установлены легкие и удобные кресла специальной конструкции с храни­лищами для спасательных жилетов. Панели в са­лопе по бортам зашиты малогорючим слоистым пластиком, а выше — павинолом, наклеенным на фанеру. Подволок салона затянут павинолом по де­ревянному обрешетнику. На переборку со стороны турбинного отсека нанесено специальное вибродемп­фирующее покрытие.

   В ходовой рубке СПК установлены пульты управления всеми судовыми механизмами и системами, в том числе системой автоматической стабилизации движения. Некоторое смещение рубки в корму от миделя дало возможность при сохранении хорошего кругового обзора уменьшить длину кабелей системы управления.

   Корпус СПК ниже пассажирской палубы разделен переборками на девять водонепроницаемых отсеков, в которых расположены топливные баки, дизель-генераторы, газотурбинные установки и дизель малого хода. Доступ в отсеки осуществляется через люки в палубе. В переборке между отсеками дизель-генераторов и газовых турбин устроена водонепроницаемая дверь. Непотопляемость судна обеспечена при затоплении любых двух смежных отсеков. В некоторых случаях непотопляемость СПК сохраняется при затоплении трех отсеков.

   Корпус СПК «Тайфун» клепаной конструкции изготовлен из высокопрочного алюминиево-магниевого сплава В-48Т1. Набор его выполнен по продольно-поперечной схеме, шпация равна 500 мм (в надстройке шпация увеличена до 1000 мм). Предохранения корпуса от воздействия электрохимической коррозии обеспечивается протекторной защитой.

В качестве судовых спасательных средств на СПК «Тайфун» используются плоты ПСН-10, хранящиеся в контейнерах по бортам. Сбрасывание плотов на воду осуществляется дистанционно из ходовой рубки. Предусмотрена возможность ручной и автоматической отдачи плотов. На судне имеются также индивидуальные спасательные средства – спасательные круги и жилеты.

   Крыльевое устройство СПК состоит из носового и кормового глубокопогруженных подводных крыльев, изготовленных из высокопрочной нержавеющей стали 0Х17Н7Ю (Рис.3). Носовое крыло воспринимает 77%, а кормовое – около 23% веса судна. Среднее погружение носового крыла на эксплуатационном режиме равно 1,1 – 1,3 м. Несущая плоскость носового крыла отстоит от основной линии корпуса на 2,8 м.

 

 

   Выбранные обводы корпуса и тип крыльевой схемы обеспечивают высокое гидродинамическое качество СПК на режиме, соответствующем «горбу» сопротивления, и при ходе на крыльях. Результаты испытаний моделей СПК «Тайфун» и «Комета» показывают, что если на тихой воде в крыльевых режимах обратное качество крыльевых схем этих судов одинаково, то при движении на трехбалльном волнении крыльевая схема СПК «Тайфун» имеет преимущество.

   Движителями полного хода газотурбохода яв­ляются трехлопастные гребные винты диаметром 0,68 м с отношением H/D=1,14 и с частотой враще­ния n= 2200 об/мин. Маневрирование СПК при швартовках обеспечивается дизелем малого хода, передающим мощность на гребные винты подъемно-поворотной колонки.

   Высокое гидродинамическое качество судна на глубокопогруженных автоматически управляемых подводных крыльях является не единственным его достоинством. Амплитуды качки СПК «Тайфун» при ходе на волнении имеют меньшие значения по сравнению с судами, оборудованными фиксирован­ными подводными крыльями. Даже СПК с систе­мами умерения качки имеют на волнении большие амплитуды. Что касается вертикальных ускорений, то при ходе на четырехбалльном волне­нии у СПК «Тайфун» зафиксировано в носу уско­рение около 0,5 g. Это также ниже, чем у СПК с фиксированными подводными крыльями.

   Как уже указывалось, принципиальной особен­ностью газотурбохода «Тайфун» является исполь­зование на нем электронной системы автоматиче­ской стабилизации и управления движением. Эта система стабилизирует углы крена, дифферента и курса, а также положение центра тяжести судна.

   Кроме того, она осуществляет программное управ­ление углом дифферента и положением центра тя­жести СПК в зависимости от скорости хода, а так­же управление курсом судна в зависимости от угло­вой скорости циркуляции с заданием внутреннего угла крена. Система предусматривает возможность ручного регулирования указанных параметров с пульта упра­вления. Соответствующие датчики измеряют текущие значения углов дифферента, крена и курса, а также положение центра тяжести суд­на. Эти величины сравниваются с за­данными. Сигналы рассогласования поступают через фильтры в усилители и далее к электрогидравлическим при­водам. Последние воздействуют на за­крылки таким образом, чтобы компен­сировать возмущение и стабилизиро­вать положение судна.

   Испытания СПК «Тайфун» убеди­тельно показали, что резервирование каналов системы стабилизации в со­четании с секционированием закрыл­ков и дублированием системы гидравлики позволили создать надежный в эксплуатации комплекс, обеспечиваю­щий безаварийность движения.

   Отказ одного носового и одного кормового закрылка даже при четырехбалльном волнении не снижает устойчивости хода СПК. Большим до­стоинством системы является ее компактность — общая масса всех ее элементов, устройств, приво­димых механизмов и кабелей не превышает 600 кг.

   Для обслуживания электрогидравлических при­водов закрылков и рулей на СПК предусмотрены две независимые гидравлические магистрали. Каждая из магистралей имеет два насо­са— один навешен на редуктор главного двигателя, а второй — на его турбокомпрессор. Рабочая жид­кость поступает к исполнительным механизмам под давлением 150 кгс/см2. В случае выхода из строя одной магистрали к исполнительным механизмам автоматически подключается другая магистраль.

   Главными двигателями СПК «Тайфун» служат две газовые турбины АИ-23с-1. Запуск их осуще­ствляется с помощью стартер-генераторов от акку­муляторных батарей, выхлопные газы для защиты судна от задымления отводятся в корму. Мощность от главных двигателей передается на гребные вин­ты через угловую z-образную колонку К-1700 (рис. 4).

  

 

   Как уже указывалось, движение СПК «Тайфун» в водоизмещающем режиме обеспечивается дизе­лем малого хода 6ЧСП13/14. Мощность от дизеля передается на гребные винты через угловую колон­ку КП-150. Для повышения маневренных качеств в швартовных режимах и осуществления заднего хода колонки выполнены поворотными. Управление ко­лонкой производится либо с центрального пульта из ходовой рубки, либо с переносного пульта из лю­бой точки судна. После включения газовых турбин колонка КП-150 поднимается в верхнее положение.

   В системе кондиционирования пассажирского салона используются воздухопроводы и арматура системы вентиляции. Насосы холодильной машины навешены на вспомогательные дизель-генераторы.

   Электроэнергетическая установка газотурбохода состоит из двух генераторов мощностью по 22 кВт и восьми аккумуляторных батарей 6СТК-180. Основ­ное судовое электрооборудование потребляет пере­менный ток частотой 400 Гц, поэтому его питание от береговой электросети осуществляется через преобразовательный агрегат. В основное навигацион­ное оборудование СПК входят гирокурсоуказатель, магнитный компас, гидравлический лаг и малогабаритная радиолокационная станция. Радиосвязь с берегом и другими судами обеспечивается приемопередающей телефонно-телеграфной радиостанцией.

   Создание в нашей стране первого морского пас­сажирского газотурбохода на глубокопогруженных автоматически управляемых подводных крыльях «Тайфун» является новым достижением отечествен­ного судостроения. Опыт эксплуатации СПК «Тай­фун» позволит наметить пути дальнейшего совер­шенствования судов, использующих динамические, принципы поддержания.

 

 

 

 

ДАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОРРЕКТУРЫ:

 

05.06.20   Страница добавлена на сайт.

14.01.22   Добавлены фотографии спуска и испытания газотурбохода.