Наименование головного судна:   ОЛИМПИЯ

          Проект:   14600

          Тип судна:   Морской пассажирский двухвинтовой теплоход на подводных крыльях.

          Назначение судна:  Скоростные перевозки пассажиров в светлое и тёмное время суток.

          Класс Речного Регистра и район плавания:   КМ 2 АЗ. Район плавания - открытые моря с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах.

          Автор проекта:   ЦКБ по СПК

          Постройка:   Феодосийский судостроительный завод (ФПО «Море») с 1993 года

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ ТИПА «ОЛИМПИЯ»

 

     Размеры габаритные, м:

          длина

43,1

          ширина  корпуса

8,3

          ширина габаритная

14,0

          высота корпуса с надстройкой и рубкой

5,2

          высота от уровня воды при ходе на крыльях

12,6

          высота от уровня воды на плаву

10,0

     Осадка габаритная, м:

          на плаву

4,6

          при ходе на крыльях

~ 2,0

     Водоизмещение с полным грузом, т:

138,0

     Водоизмещение порожнем, т:

106,0

     Скорость судна эксплуатационная, узлов

37

     Мореходность – обеспечение движения судна на волне, м:

          при ходе на крыльях

до 2,5

          в водоизмещающем состоянии

до 3,5

     Пассажировместимость в варианте носовой салон «бизнес класс», чел

206

     Пассажировместимость в варианте носовой салон «коммерческий класс», чел

232

     Экипаж

5

     Обслуживающий персонал

6

     Дальность плавания (без пополнения запасов топлива), миль

400

     Главный двигатель:

     Марка:

MTU 12V396TЕ74L

     Количество:

2, левой и правой модели

     Максимальная мощность, кВт:

2x2000

     Движитель:

     Тип

гребной винт

     Количество

2, левой и правой модели

     Число лопастей

5

 

   

     Чертеж: Общее расположение

 

     Чертеж: Продольный разрез

 

 

СПИСОК СУДОВ ТИПА «ОЛИМПИЯ»

 

п/п

Название

Строительный номер

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Olimpia 1

101

1993

Таллинн

IMO 9086227.

Позывной: ESTM

Владелец: Hansa Liisingu Ltd.

Примерно с 1997 года – «Laura» (Эстония), с апреля 2007 года – «Marine Princess» (Болгария).

В сентябре 2009 года перевезен в Кабо-Верде.

В июне 2013 года стоял с полузатопленной кормой на острове Миндело, Порто-Гранде, Кабо-Верде.

Распилена в ноябре 2014 года.

-.

Laura

101

1993

Таллинн

 

 

Газета Päevaleht, nr. 168, 29 июля 1993 года

Новое судно на подводных крыльях «Laura» на линии Таллинн-Хельсинки

Судно на подводных крыльях «Laura», спущенное вчера компанией «Inreko» на воду на линии Таллинн-Хельсинки, является самым современным из четырёх судов компании на сегодняшний день. Двигатель Mercedes мощностью 5000 лошадиных сил, установленный на судне вместимостью 220 пассажиров, способен развивать скорость до 37 узлов. Расстояние Таллинн-Хельсинки судно преодолевает за 1,5-2 часа. Длина судна составляет 42,5 метра, а ширина — 18 метров.

«Laura» совершает два рейса в день между Хельсинки и Таллином. Стоимость билета в одну сторону — 260 крон, туда и обратно — 500 крон. Судно прибыло в Таллин на прошлой неделе из Чёрного моря, огибая Европу. «Лаура» была построена на Феодосийском судостроительном заводе, где также было построено другое судно «Inreko» — «Liisa».

По словам Энна Рохулы, генерального директора компании «Inreko», «Laura» — первое судно на подводных крыльях, предназначенное для перевозки пассажиров, крылья которого изготовлены из титана. В разработке системы стабилизации судна принимали участие те же учёные, что и при создании советского космического челнока «Буран». Устойчивость судна гарантирована даже при волнении до 3,5 метров. Конечно, всё это стоит недорого — стоимость «Laura» составляет 5,6 миллиона долларов США. В настоящее время на маршруте Таллинн-Хельсинки курсируют три судна на подводных крыльях.

 

18 ноября 1994 года «Laura», совершившее рейс из Хельсинки в Таллинн, завершило сезон судов на подводных крыльях.

 

Päevaleht, nr. 120, 29 мая 1995 года

ТЕПЛОХОД «LAURA» СЕЛ НА МЕЛЬ В ВОДАХ ХЕЛЬСИНКИ

ТАЛЛИНН, ХЕЛЬСИНКИ (PL/BNS/ETA). В субботу утром, 27 мая 1995 года, судно на подводных крыльях «Laura» село на мель в густом тумане в водах Хельсинки. В момент происшествия на мостике находился финский лоцман — судно было оснащено самой современной навигационной системой. В результате происшествия никто не пострадал, пассажиры были эвакуированы. Поскольку это уже второе судно «Tallink», севшее на мель в водах Хельсинки за короткий промежуток времени, компания AS Inreko Laevad рассматривает возможность отказа от услуг финских лоцманов.

В субботу утром (27 мая) в 7:45 судно на подводных крыльях «Laura», принадлежащее «Tallink», село на мель при выходе из Хельсинки. Судно пыталось пройти мимо рыболовной сети и оказалось на мелководье. «Лаура» столкнулась крылом с подводной скалой в водах Южного порта у восточного буя пролива Сяркясалми в условиях густого тумана. Двигатели судна были остановлены, и в течение 30 минут все 192 пассажира были эвакуированы с судна на подводных крыльях, после чего судно «Лаура» сошло с мели. В момент столкновения на мостике судна находился финский лоцман. Видимость составляла менее 50 метров. Инцидент произошёл в зоне обязательной лоцманской проводки. В результате инцидента никто не пострадал — пассажиры были эвакуированы сотрудниками Хельсинкского морского спасательного центра, таможни и лоцманских судов.

Все они достигли берега к 9 часам утра, большинство из них были отправлены в Таллинн на следующем судне на подводных крыльях. По данным «Tallink», авария произошла, когда судно не достигло крейсерской скорости и не встало на крылья. В результате повреждения крыла отказал автоматический рулевой механизм. Корпус «Лауры» не был поврежден, течи не было. «Лаура» могла вернуться в Хельсинки с пассажирами после аварии, но для большей безопасности их эвакуировали. «Лаура» была построена в 1993 году и оснащена самой современной навигационной системой. Разделение управления на судне на подводных крыльях между капитаном и лоцманом отличается от паромов «Tallink». На «Лауре» капитан объявляет координаты, по которым он будет вести судно. Лоцман объявляет, согласен ли он с этими координатами. На «Таллинке» судном управляет рулевой, которому лоцман дает указания. Капитан, в свою очередь, объявляет, согласен ли он с указаниями. По словам Тыну Лойгома, директора по судоходным операциям AS Hansatee, после аварии на борт «Лауры» прибыли сотрудники финской криминальной полиции и провели тест на наркотики у капитана, пилота и рулевого. Все капитаны судна были трезвы. Первичный водолазный осмотр в Хельсинки показал, что руль и нервюры первого крыла судна были слегка повреждены, а две лопасти второго винта были погнуты.

 

 

По данным «Tallink», повреждения крыла могли быть сильнее, если бы они не были изготовлены из высокопрочного титана. Поскольку других повреждений обнаружено не было, Bureau Veritas разрешило судну «Laura» самостоятельно отправиться в порт приписки. Судно вышло из Хельсинки в 16:30 и прибыло в порт Копли до полуночи, где начались ремонтные работы. По словам Кейо Мехтонена, управляющего директора Tallink Finland OY, причина посадки «Laura» на мель пока не ясна, но «похоже, что человеческий фактор сыграл свою роль». Мехтонен поговорил с капитаном «Laura», который рассказал, что перед проливом или непосредственно около него судно старалось избегать рыболовных сетей. Капитан не хотел, чтобы сети попали между лопастями винта. По словам Энна Рохулы, генерального директора AS Inreko Laevad, ущерб «Laura» оказался меньше, чем предполагалось.

 

 

Вчера в 15:00 «Лаура» была спущена на воду после ремонта, судно совершило пробный рейс, а сегодня в 11:00 отправится по маршруту Таллинн — Хельсинки. Хотя техническая сторона судна была застрахована, ущерб, причинённый аварией — ежедневные расходы на ремонт судна, включая ремонт титанового крыла и т.д. — может составить до 200 000 финских марок, заявил Рохула. По словам Рохулы, на встрече в компании-операторе AS Hansatee обсуждалось предложение обратиться в Управление водных путей Финляндии для заключения соглашения на правительственном уровне об отказе от услуг финских лоцманов.

«Лайнеры, где на капитанах лежит такая большая ответственность, не могут управляться двумя людьми, лучше обойтись без лоцманов», — сказал Рохула, — «тем более, что Финская морская администрация принимает результаты лоцманских испытаний, проведённых эстонскими капитанами». Вопрос в деньгах — управление лайнерами финскими лоцманами обходится Hansa почти в полмиллиона финских марок в месяц, отметил Рохула.

 

4 июня 1998 года, в 10:00 утра, в густом тумане, теплоход «Laura» следовавший рейсом Хельсинки – Таллинн, коснулся носовым подводным крылом подводного рифа в 2 км к югу от Суоменлинны (Хельсинки). В момент происшествия на борту находились 201 пассажир и 12 членов экипажа.

Скорость судна в момент касания рифа была практически нулевой.

В 10:20 Береговая охрана Финляндии начала эвакуацию пассажиров с судна.

Пассажиры были эвакуированы с судна «Laura» силами береговой охраны Финляндии и военными судами.

На борту теплохода «Laura» не было лоцмана, поскольку, согласно финскому законодательству, капитан также имеет право лоцмана.

Финская морская инспекция провела тест на алкоголь капитана «Laura» Андреса Лийаса, и он не был признан пьяным.

Вечером 4 июня судно своим ходом вернулось в Таллиннский порт.

 

В апреле 2007 года, после продажи в Болгарию, переименован в «Marine Princess».

Владелец: Hansa Liisingu Ltd (до 2006 года).

Lindaline Express (до апреля 2007 года).

 

5 июня 1998 года, в густом тумане, около Хельсинки теплоход «Laura» ударился о подводные камни.

Теплоход вернулся в Хельсинки своим ходом.

В момент инцидента на борту находилось 212 пассажиров.

Никто не пострадал.

Фото1   Фото2   Фото3   Фото4  

-.

Marine Princess

101

1993

Бургас / Болгария,

Прая / Кабо-Верде

Бывший теплоход «Olimpia 1», «Laura».

Владелец: PS Tour Ltd (до 2009 года).

Cape Verde Navalis SA (с сентября 2009 года).

Носит данное имя с апреля 2007 года, с момента продажи компанией Lindaliini компании PS Tour Ltd.

Работал на линии «Несебр — Стамбул».

Перевезен в Кабо-Верде в сентябре 2009 года.

В июне 2013 года стоял с полузатопленной кормой в Миндело, Порто-Гранде, Кабо-Верде.

Распилен в ноябре 2014 года.

Фото1   Фото2

2.

Laura II

102

1994

Таллинн

IMO 9116096.

Строился в Феодосии на ФПО «Море». Достройка осуществлена в Таллине представителями ФПО «Море» и INREKO.

Реклассифицирована на класс BV 14.10.1995 года со сменой владельца на INREKO (Флаг – Эстония, порт – Таллин.

Носил данное имя «Laura» до января 1995 года.

Переименован в «Jaanika».

-.

Jaanika

102

1994

Таллинн

 

 

Поступила в мае 1995 года.

Владелец: Inreko Laevad AS (до 18.09.2006 года).

 

News 24 мая 1995 года

Новое судно на подводных крыльях «Jaanika» начало курсировать между Таллином и Хельсинки

Новое судно на подводных крыльях «Jaanika», принадлежащее компании «Inreko Laevad», курсирует по маршруту Таллинн-Хельсинки с конца прошлой недели. По словам Энна Рохулы, председателя правления АО «Inreko Laevad», новое судно на подводных крыльях стало третьим высокоскоростным судном, которое в этой навигации отправилось из таллинского порта Линнахалли в юго-западный порт Хельсинки. Корпус т/х «Jaanika» был изготовлен в прошлом году в Феодосии, а строительство судна было завершено в Таллине в этом году под руководством АО «Inreko Laevad» в сотрудничестве со специалистами из Нижнего Новгорода, Германии и Саратова. Судно оснащено немецкими дизельными двигателями с компьютерным управлением и голландскими кондиционерами, а также новой уникальной системой стабилизации, разработанной специалистами Саратовского института космических исследований. По словам Рохулы, номинальная скорость судна составляет 38 узлов. Этим летом суда на подводных крыльях будут совершать семь рейсов в день по маршруту Tallink-Express. Вместе с паромами эстонские суда могут перевозить через Финский залив 5250 пассажиров в рабочие дни. Например, судно «Jaanika», экипаж которого также составляет 16 человек, может перевозить через Финский залив до 200 пассажиров одновременно.

 

Lindaliini AS (до 2008 года).

25.04.2008 года произведена смена флага/порта приписки/названия на РФ/Новороссийск/Гермес.

Фото1   Фото2   Фото3   Фото4 

Фото в доке

Фото1   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5   Фото6   Фото7   Фото8   Фото9   Фото10   Фото11   Фото12   Фото13   Фото14   Фото15   Фото16   Фото17

Фото в рубке

Фото1   Фото2 

Фото в машинном отделении

Фото1  

-.

Гермес

102

1994

Новороссийск

Носил имя «Гермес» до 2010 года.

Владелец: ООО «Олимпия-Лайн».

Фото1   Фото2

-.

Hermes

102

1994

Фритаун / Сочи

Носит имя «Hermes» с 2010 года.

Позывной: 9LC2089.

Собственник: Valletta Fasterferry Shipping Ltd.

Оператор – ООО «Олимпия-Лайн».

С 2014 года находился на холодном отстое.

Фото1   Фото2

Распилен 26 апреля 2019 года в Сочи.

Фото демонтажа судна

Фото11   Фото12   Фото13

3.

Олимпия 3

103

2002

 

Недостроенное судно находится в городе Керчь, на судоверфи «Фрегат». Готовность судна составляет более 70%.

Фото1   Фото2   Фото3

4.

Олимпия 4

104

2002

 

Недостроенное судно находится в городе Керчь, на судоверфи «Фрегат». Готовность судна составляет более 70%.

Фото1

Интерьер теплохода «Олимпия»

   Фото1   Фото2   Фото3

Модели теплохода «Олимпия»

 

   Музей сайта:   Фото1   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5

 

   Музей завода «Море»:   Фото1

 

ДАТЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ  КОРРЕКТУРЫ:

 

25.08.13   Добавлена информация по теплоходу Olimpia 1 (Laura, Marine Princess).

05.09.15   Добавлена информация по теплоходу Olimpia 1 (Laura, Marine Princess), добавлены фотографии модели теплохода.

17.01.20   Добавлена информация по теплоходу Стр.102.

Добавлены фотографии теплоходов.

Добавлены фотографии интерьера теплохода.

Добавлены фотографии моделей теплохода «Олимпия».

08.02.21   Добавлены чертежи: Общее расположение 14600.360205.002, Продольный разрез FMB250.360060.001BO

21.02.24   Добавлены фотографии Стр.101, 102. Фотографии рубки и МО Стр.102.

 

15.12.25   Добавлена информация Стр.101, 102.