К 50-летнему юбилею судов на подводных крыльях «Метеор»

 

 

                                               «Главный лозунг века - скорость. 

Скорость везде, ибо  она определяет темп развития общества»

                                  Конструктор Р.Е.Алексеев

 

 

Преодолевая сопротивление водной стихии.

 

            В этом году исполняется  50 лет с того знаменательного дня в истории Зеленодольского завода имени А.М.Горького, когда  был спущен на воду первый серийный скоростной теплоход на подводных крыльях «Метеор», ставший символом революционного развития транспортной отрасли СССР в ХХ веке.

 

Судно на подводных крыльях проекта 342Э «Метеор»

 

            Если оглянуться назад вглубь веков - человечество всегда мечтало о крыльях, о полёте, о быстром преодолении расстояний.

            В своем стремлении к увеличению скорости  передвижения человечество всегда искало новые пути, преодолевая  препятствия и расширяя границы познания.

            Главное препятствие на пути развития высокой скорости  передвижения по водной  поверхности, которое необходимо преодолеть человеку, - это сопротивление воды, плотность которой, как известно, в 815 раз больше плотности воздуха, поэтому для уменьшения силы её сопротивления еще в конце XIX века появилась идея  поднять корпус над водой с помощью крыла.

            Первая попытка построить крылатый корабль была произведена во Франции в 1897 году российским подданным Шарлем де Ламбером. Но, к сожалению, уровень развития двигателестроения того времени не достиг уровня конструкторской мысли в области судостроения и катеру де Ламбера не удалось подняться на крыло.

            Но опередившая свое время идея продолжала жить и подвигать к творчеству конструкторов и изобретателей.

            Первым конструктором, победившим сопротивление воды и поднявшим судно на водной гладью, был итальянец Энрике Форланини, который в 1905 году на озере Лаго-Маджоре провел успешные испытания построенного по его проекту катера на подводных крыльях. Его катер достиг рекордной для своего времени скорости:  он летел над водой со скоростью 38,8 узлов, в воде же оставались только подводные крылья.

Дальнейшая история создания и развития крылатых судов связана с именами выдающихся конструкторов и инженеров разных стран, каждый из которых внес свой вклад в совершенствование конструкции: Крокко,  Рикальдони и Гвидони (Италия), братья Мичем (США), Белл и Болдуин (Канада), Ганс фон  Шертель (Германия), Титьенс (Австрия), Грюнберг (Франция), Алмквист и Эклстром (Швеция).

В нашей стране первые попытки создания СПК относятся к началу 30-х годов. Их авторами являются ученые ЦАГИ В.Г.Фролов и А.Н.Владимиров, которые в период 1933 - 1937 гг. проводили экспериментальные исследования подводных крыльев в гидроканале ЦАГИ.

В это же время известными советскими учеными  М.В.Келдышем, Н.Е.Кочиным, М.А.Лаврентьевым, Л.И.Седовым и Л.Н.Сретенским были выполнены фундаментальные теоретические исследования гидродинамики подводных крыльев, позволившие объяснить механизм и закономерность возникновения и изменения подъемной силы вблизи поверхности воды.

Весомый вклад в создание экспериментальной базы скоростной гидродинамики внес нижегородский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.

Проект первого речного пассажирского судна на малопогруженных подводных крыльях был создан  под руководством Р.Е.Алексеева  в 1949 году, но не был воплощен в металле в силу порядков, существовавших в те времена в СССР. В 1956 году Р.Е.Алексеев получил разрешение и разработал  второй проект речного пассажирского теплохода на малопогруженных подводных крыльях, названный "Ракета». Первый построенный в Нижнем Новгороде теплоход «Ракета» был введен в эксплуатацию в 1957 году.

 

С этого времени берет начало эра отечественных  судов на подводных крыльях!

 

Наше предприятие - Зеленодольский завод имени А.М.Горького - также внесло свой вклад  в  воплощение в жизнь идеи  «крылатых судов».

И история наша началась в  знаменательный для СССР 1961-ый год - год полета в  космос первого землянина Юрия Алексеевича Гагарина, что символично, так как  вся история создания скоростного флота развивается на стыке авиационных и судостроительных технологий и конструкторских  решений.

Первое серийное судно на подводных крыльях (СПК) «Метеор», спроектированное ЦКБ под руководством  Р.Е.Алексеева,  было заложено на Зеленодольском заводе 29 апреля 1961 года. 14 сентября 1961 года судно было спущено на воду, а 16 октября 1961 года было сдано заказчику, после чего находилось на заводе на зимнем отстое до начала навигации следующего 1962-ого  года.

14 сентября 1961 года.

Спуск на воду первого серийного  судна проекта «Метеор»

на Зеленодольском заводе имени А.М.Горького

 

          А в канун Дня Победы - 7 мая 1962 года первый серийный «Метеор», ведомый капитаном -  легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом  Петровичем Девятаевым, покинул акваторию завода.

Михаил Петрович Девятаев (крайний слева) с работниками Зеленодольского

завода имени А.М.Горького

 

Судно было построено в рекордно короткие сроки не только благодаря самоотверженному труду заводчан, но и благодаря тому, что  строилось по отработанным в 1959 году в период строительства на заводе «Красное Сормово» чертежам головного судна «Метеор».

В период строительства первого судна «Метеор» на Зеленодольском заводе имени А.М.Горького были внедрены новые технологии: впервые для формирования корпуса был применен алюминиево-магниевый сплав, была освоена технология изготовления крыльевого устройства, произведен монтаж передового для того времени комплектующего оборудования. Завод имени А.М.Горького с честью разрешил стоящую перед ним сложную задачу, требующую напряжения сил и упорства, - поднял  судно над поверхностью воды.

СПК «Метеор» - самое экономичное  в мире судно на подводных крыльях. Расход топлива составляет 360-380 кг/час. Его наибольшая длина - 34,6 м, ширина - 9,5 м, высота от уровня  воды при ходе на крыльях  - 6,78 м. Скорость хода - 65 км/час. Автономность по запасам топлива - 600 км. Пассажировместимость - 116 человек. Экипаж - 12 человек. Главная энергетическая установка состоит из двух высокооборотных дизелей типа М400 по 1000 л.с. каждый или двух дизелей DEUTZ  мощностью по 1272 л.с. каждый. Движителями служат два пятилопастных гребных винта фиксированного шага.

С 1961-ого по 2006-ой год Зеленодольским заводом было построено более 380 единиц теплоходов «Метеор». Сойдя со стапеля,  «Метеоры» взмывали вверх на крыльях  и, чуть касаясь воды, разлетались во все уголки нашей родины и за её пределы: в Польшу, Болгарию, Венгрию, Румынию, Чехословакию, Грецию, Голландию, Норвегию, Китай, Вьетнам.

Суда на подводных крыльях «Метеор» - это красота человеческой мысли, воплощенная в металле. 

«Метеоры» - долгожители среди пассажирских судов на подводных крыльях. И сегодня эти красивые   быстрые суда работают на регулярных и туристических линиях нашей страны, стран СНГ и дальнего зарубежья. Они летят над поверхностью воды,  гордо разнося на своих крыльях  высокую славу зеленодольских судостроителей.

            Зеленодольский завод имени А.М.Горького получил известность на речном флоте  не только как эксклюзивный строитель судов на подводных крыльях «Метеор».

Нами были построены практически все типы скоростных судов и кораблей из алюминиево-магниевых сплавов с динамическими принципами поддержания, в том числе

§         первая в мире серия пассажирских судов с воздушной каверной на днище проекта «Линда»,  

§         малые противолодочные корабли на подводных крыльях проекта «Сокол»,

§         малые десантные корабли на воздушной подушке проекта «Скат»,

§         уникальные ракетные корабли на воздушной подушке скегового типа «Бора» и «Самум» - корабли, являющиеся крупнейшими в прак­тике российского и мирового корабле­строения быстроходными боевыми кораблями, использующими новую для бо­евых кораблей гидродинамическую плат­форму - катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой,

§         глиссеры  различных проектов.

Но это уже перевернутая страница  истории Зеленодольского завода - истории, за которой судьбы людей, ум инженеров, золотые руки рабочих, настойчивая работа руководства.

 

Сейчас, в наши дни, ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» - это единственный судостроительный завод в России, который развернул серийное строительство скоростных пассажирских  судов  нового поколения.

Для  судов на подводных крыльях  экономически целесообразная скорость движения ограничена величиной примерно 100 км/час (скорость «Метеора», повторюсь, - 65 км/час). Такое ограничение вызвано проблемой кавитации подводного крыла (кипение воды вследствие разрежения в зоне обтекания крыла), которая резко снижает его гидродинамические характеристики. И хотя на созданных под руководством Р.Е.Алексеева судах на малопогруженных подводных крыльях удалось достичь скоростей до 140 км/час при бескавитационном обтекании крыла, СПК оказались мало перспективными для дальнейшего повышения скорости. Кроме того,  современные требования к комфортности пребывания пассажиров на борту и продиктованные этими требованиями усовершенствования конструкции судов и комплектующего оборудования, утяжеляя судно, не только ещё более ограничивают  перспективы увеличения скоростей, но даже снижают достигнутые.

Идя в ногу со временем, Зеленодольский завод имени А.М.Горького, при определении стратегии дальнейшего движения по пути создания скоростных судов, сделал выбор в пользу проектов ООО «Агат Дизайн Бюро», ганкт-Петербург, также созданных на базе инновационных конструкторских решений в области авиации и судостроения, но с учетом современных требований Регистра и международных конвенций. 

Разработанный ООО «Агат Дизайн Бюро» гидродинамический комплекс, включающий геометрию подводной части корпуса, систему автоматически управляемых интерцепторов,  водометные движители с водозаборниками, расположенными перед кормовым реданом, обеспечивает «платформе», при сравнительно малой осадке (0,6 – 1,1 м), возможность рационально сочетать такие характеристики, как высокая скорость (75 км/час), мореходность, топливная экономичность и обеспечивать возможность выхода судна носом на необорудованный берег для посадки и высадки пассажиров, что важно при эксплуатации судов в условиях, где отсутствует береговая инфраструктура.

Суда проектов ООО «Агат Дизайн Бюро» имеют современный дизайн экстерьера и интерьера и отвечают  последним требованиям  комфортности и безопасности перевозок.

Высокий уровень обитаемости и комфорта пребывания пассажиров на борту во время рейса обеспечивается современным интерьером, рациональными компоновочными решениями, сравнительно высокими удельными площадями и объёмами салона, уровнем технического совершенства судна,  удобными креслами, видео-аудио обслуживанием и возможностью организации питания пассажиров на борту. По параметрам шума и вибрации, параметрам перегрузок, воздействующих на человека и вызывающих «морскую болезнь»,  соответствуют всем установленным международным требованиям и стандартам. Отсутствие качки, обусловленное работой управляемых интерцепторов, позволяет лицам, страдающим «морской болезнью», легко переносить путешествие.

         Водометные движители,  также изготавливаются на  Зеленодольском заводе по чертежам ООО «Агат Дизайн Бюро». На первом построенном судне (проект А45) в качестве материала, используемого для изготовления водомета, была применена нержавеющая сталь, на последующих - титановый сплав. Оптимально спроектированная лопастная система водомета и высокое качество изготовления на заводе всех его деталей и сборочных единиц, позволили достичь высоких пропульсивных характеристик водометных движителей. Благодаря высокой точности изготовления  удалось обеспечить минимальные зазоры между вращающимися частями водомета,  и это, в свою очередь, позволило увеличить КПД движителя на режимах полного хода и обеспечить большой запас на кавитацию на режиме разгона судна, что важно для судов глиссирующего типа, имеющих большое сопротивление при разгоне. В результате проведенной работы впервые в России был создан уникальный пропульсивный водометный комплекс, который по своей эффективности превосходит аналогичные водометы таких зарубежных фирм, как Rolls Royse, KaMeWa, MJP на 2-3% на режиме полного хода и на 3-4% на режиме разгона.

            В качестве главных двигателей на этих теплоходах используются высоконадежные высокооборотные дизельные двигатели фирмы «MTU», Германия.

            Управление судами полностью компьютеризировано. Компьютерная техника позволяет  управлять движением судна и работой всех его механизмов и систем.   Помимо основного канала управления движением и работой механизмов и систем судна предусмотрен дублирующий канал управления, что позволяет при выходе из строя одной из систем производить управление посредством дублирующей системы. Параметры управления выведены на 2 равнофункциональных монитора пульта управления, расположенного в ходовой рубке. Также имеется возможность управления судном из машинного отделения.       

Вектор подъёмной силы  судна  над  водой  стал  управляемым!

            По коэффициенту  транспортной эффективности (расход топлива на пройденный километр и вес судна), который наиболее объективно описывает проекты, разработанные в разные периоды и по разным «Правилам»,  суда проектов А45 и А45-1 превосходят СПК «Метеор» с дизелями фирмы DEUTZ на 5% и с дизелями М-400 на 9%.

 

Здесь хочется выразить  особую благодарности руководству ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» из гкутска, которое  первым поверило в наш новый проект и в трудные годы  поддержало завод, сделав заказ на строительство первого судна по проекту, разработанному ООО «Агат Дизайн Бюро».

Скоростное  судно представительского класса проекта А45 «Лена»,

построенное для ОАО «Ленское объединенное речное пароходство»

в 2006 году.

 

          Дальнейшее развитие проект получил благодаря поддержке администрации Красноярского края, которая выступила заказчиком еще четырех судов этой серии,  но уже по модифицированному проекту А45-1.

Одно их 4-х скоростных  судов  эконом-класса  проекта А45-1,

построенных для ОАО «ПассажирРечТранс», грасноярск,

в 2008-2009 годах.

 

Эксплуатация этих судов уже в течение 3-х навигаций подтвердила  надежность принятых конструктивных решений и высокое качество изготовления всех узлов судна. За навигацию 2009-2010 гг. этими судами было пройдено в общей сложности 202587 км и перевезено 62746 пассажиров.

Мы благодарны речникам Красноярского края за высокую профессиональную оценку нашего теплохода и поддержку проекта. Хочется также сказать слова благодарности администрации Красноярского края, которая не только заботится о своем населении, изыскивая средства для обновления пассажирского флота, но и оказывает поддержку отечественным судостроителям, в то время как многие российские судоходные компании, не дождавшись помощи от государственных структур, вынуждены приобретать  на вторичном европейском рынке пассажирские суда, бывшие в эксплуатации более 15 лет, усугубляя тем самым проблему «великовозрастности» российского речного флота.

В ближайшее время мы планируем продолжение сотрудничества с речниками из Красноярска по реализации программы замены старых водоизмещающих пассажирских судов на новые скоростные.

 

 В развитие проекта А45 конструкторами ООО «Агат Дизайн Бюро» (ганкт-Петербург) был разработан проект морского скоростного пассажирского судна А145. 

Проект А145,  является инновационным проектом России в сфере скоростных морских перевозок.  В настоящее время заводом, при поддержке руководства Республики Татарстан, ведется строительство двух единиц таких судов. Финансирование осуществляется по лизинговой схеме. Лизингодателем выступает ОАО «Лизинговая компания Ак Барс Банка «Финансовая Экономическая Группа» В сентябре 2011 года в период проведения Х Международного Инвестиционного Форума в городе Сочи будет проведена презентация проекта. В дальнейшем планируется применять эти суда для осуществления перевозок пассажиров по туристическим и регулярным маршрутам черноморской прибрежной зоны Краснодарского края.

Суда проекта А145 - это скоростные комфортабельные пассажирские суда,  предназначенные для  перевозок до 150 пассажиров с багажом в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 200 миль без дозаправки.

Суда проекта А145,

строящиеся на  ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького»

в 2011 году.

 

Тут необходимо отметить, что, к большому сожалению, настоящий инновационный проект, не получил  поддержки  на федеральном уровне. Попытка завода войти в  направленную на развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» по теме «Концептуальные проекты судов для пассажирских перевозок. Скоростные пассажирские суда» не  была  положительно оценена.

«Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года», утвержденная Правительством Российской Федерации 8 декабря 2010г., определяя перспективные пути развития основных видов морской деятельности страны, также не ставит своей целью обновление скоростного пассажирского флота.

И все-таки хочется верить, что инициатива речников Якутии, поддержанная речниками Красноярского края, будет продолжена администрациями, пароходствами и судовладельцами других регионов, что общими усилиями мы вместе возродим  российский  скоростной пассажирский флот!

А у нас - поколения корабелов, несущих  вахту на ходовом мостике  одиннадцатого года  XXI века, -  есть твердая уверенность в том, что реализация проектов А45, А45-1, А145 -  достойное продолжение  традиций Зеленодольского завода имени А.М.Горького в сфере строительства скоростных пассажирских судов - традиций, начало которым было положено в 1961 году с закладки киля первого серийного судна  на подводных крыльях «Метеор».

Уверены, что наши новые суда скоро будут также легко узнаваемы, как самый серийный российский теплоход, гордость нашего завода, – теплоход на подводных крыльях «Метеор»!

Мы подготовили достойную ему замену!

 

 

 

Группа компаний

ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»