Наименование головного судна:   БУРЕВЕСТНИК

          Проект:   1708

          Тип судна:   Пассажирский газотурбоход на подводных крыльях с ходовой рубкой,           полуутопленной в надстройку, с пассажирскими салонами в носовой и средней частях корпуса, с МО в корме.

          Назначение судна:  Скоростная перевозка пассажиров в светлое время суток на транзитных и местных линиях.

          Класс Речного Регистра и район плавания:   «О». Пресноводные реки и водохранилища, относящиеся к классу «О».

          Автор проекта:   ЦКБ по СПК

          Постройка:   1964 год завод «Красное Сормово»

 

ТЕХНИЧЕСКИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЗОТУРБОХОДА «БУРЕВЕСТНИК»

 

     Размеры габаритные, м:

          длина

43,2

          ширина  

7,4

          высота от основной линии (без мачты)

5,8

          высота от уровня воды при ходе на крыльях

6,5

     Осадка габаритная, м:

          на плаву

2

          при ходе на крыльях

0,6

     Водоизмещение с полным грузом, т:

70,8

     Осадка средняя от основной линии при полном водоизмещении, м:

 

          с полным грузом

0,73

          порожнем

0,55

     Скорость, км

 

          эксплуатационная

90

          максимальная

94

     Пассажировместимость, чел

150

     Мест для экипажа

4 (дежурная каюта)

     Дальность плавания, км

500

     Мореходность – обеспечение движения судна на волне, м:

          при ходе на крыльях

до 1

          в водоизмещающем состоянии (с ограничением скорости до 25 км/ч)

2

     Материал корпуса: Алюминиевый сплав АМг6 (листовой материал, панели), АМг61 и Д16Т  (профильный материал)

     Материал надстройки: Дюралюминиевый Д16АТ

     Конструкция: корпуса – сварная, надстройки – клёпаная с применением контактной сварки

     Главный двигатель:

     Марка

АИ-20А, авиационный

     Количество

2

     Мощность (эксплуатационная), э.л.с.

2700

     Частота вращения, об/мин

12300

     Частота вращения вала турбины, об/мин

1050

     Дистанционное управление

Гидравлическое

     Движитель

     Тип

Водометный

     Количество

2

     Основные узлы

Водозаборник, насосная часть, устройство запуска и управления разгрузкой и реверсивно-рулевым устройством

 

     Общий вид газотурбохода

     Схема общего расположения

     Теоретический чертеж

     Схема крыльевого устройства и выступающих частей

 

 

«Буревестник» на спусковой площадке

 

 

Пассажирский салон

 

 

Машинное отделение

1966 год. Ходовые испытания

1975 год

 

 

ГАЗОТУРБОХОД «БУРЕВЕСТНИК»

 

п/п

Название

Строительный номер

Регистровый номер

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Буревестник

б/н

83072

1964

Горький

Работал на линии Горький – Казань, с 1981 года на линии Горький – Ярославль.

 

   Спущен на воду 17 апреля 1964 года

 

   Приказ ВОРПа №214 от 5 июня 1968 года

«О столкновении газотурбохода «Буревестник» с теплоходом «ВТ-1» Ветлужского эксплоучастка 22 мая 1968 года»

 

   22 мая «Буревестник» следовал рейсом Казань-Горький с пассажирами на борту под управлением капитана-дублера Проценко В. А.

   В 18 час 30 мин при подходе к В. Просецкому перекату был замечен теплоход «ВТ-1», идущий вверх по р. Волге с грузом клепка 60 тонн под управлением 2 штурмана-2 помощника механика Моряхина В. Я. На расстоянии 800 метров до теплохода «ВТ-1» с газотурбохода последовала отмашка на обгон с левого борта, которую Моряхин В. Я не подтвердил, продолжая следовать перекат.

   Капитан-дублер Проценко В. А, не получив подтверждения стороны обгона стал производить обгон. На расстоянии примерно 200-220 метров 2 штурман-2 помощник механика Моряхин В. Я. резко изменил направление движения теплохода «ВТ-1» вправо, пересекая курс движения газотурбохода.

   Несмотря на принятые меры капитаном-дублером Проценко В. А. столкновения избежать не удалось.

   Обоим судам причинены незначительные повреждения. Причиной столкновения послужило нарушение §12 Правил Плавания 2 штурманом-2 помощником механика теплохода «ВТ-1» Моряхиным В. Я и халатное отношение т. Проценко В. А. к обеспечению безопасности плавания газотурбохода.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. За нарушение Правил Плавания, приведшее к столкновению с газотурбоходом «Буревестник», 2 штурману-2 помощнику механика теплохода «ВТ-1» Моряхину В. Я объявить СТРОГИЙ ВЫГОВОР;

Начальнику Ветлужского эксплоучастка т. Селиверстову изъять из диплома на право занятия должности 1 и 2 контрольные талоны.

2. Капитану-дублеру газотурбохода «Буревестник» Проценко В. А. за допущенную халатность и необеспечение безаварийного плавания объявить СТРОГИЙ ВЫГОВОР с изъятием 1 талона. Предупредить т. Проценко, что при малейшем замечании он будет понижен в должности и переведен на водоизмещающий флот;

3. Начальнику службы безопасности движения и штурманского обеспечения т. Сорокину Н. А информировать судоводителей водоизмещающих судов о повышении бдительности и соблюдения Правил Плавания при расхождении со скоростными судами.

 

Начальник ВОРПа Коротков К. К

 

   Приказ №160 от 15 мая 1969 года: В связи с окончанием гарантийного ремонта газотурбохода «Буревестник», производства ЦКБ по СПК, назначена приемочная комиссия.

   Зимой 1969-1970 года находился на ремонте на Сормовском ССЗ. Производилось устранение конструктивных недостатков. Срок ввода в эксплуатацию был перенесен на 26 мая 1970 года.

   Приказом ВОРПа №45фл от 06.09.1972 года была создана комиссия по приемке в эксплуатацию газотурбохода «Буревестник» после ремонтных и модернизационных работ, проведенных опытным заводом «Волга».

   Газотурбоход был введен в эксплуатацию с 17 сентября 1972 года до конца навигации.

   Работал в навигацию 1973 года. Был выведен из эксплуатации и поставлен на зимний отстой с 14 сентября 1973 года.

   24 июня 1974 года был выведен из эксплуатации и поставлен на ремонт в связи с поломкой силовой установки. Был вновь введен в эксплуатацию с 5 июля 1974 года.

 

   Приказ №309 от 26 августа 1974 года

«О выходе из стоя реверсивно-рулевого устройства на газотурбоходе «Буревестник» 13 августа 1974 года в 8 часов 55 минут»

 

   13 августа 1974 года газотурбоходе «Буревестник» с пассажирами на борту в количестве 45 человек под управлением капитана-дублёра Ежова К. С и механика Кордюкова Л.Г следовал скоростным рейсом Горький-Казань. В 8 часов 55 минут газотурбоход «Буревестник» проследовал пристань Кадницы. В это же время снизу, рейсом Ахтубинск-Москва, следовал т/х «Дунайский-16» с составом их двух толкаемых в кильватер груженых секций №47 и 48 и лихтера №9001, учаленного под правым бортом.

   Погода была тихая, шел мелкий дождь, видимость 3-4 км. Плавучая и береговая обстановка находилась на штатных местах и действовала исправно.

   После прохождения Кадницкого переката с газотурбохода «Буревестник» на расстоянии 2-2,5 км была подана отмашка на расхождение с составом т/х «Дунайский-16» левыми бортами, на которую, незамедлительно, последовало согласие и одновременное подтверждение по УКВ радиостанции.

   В этом момент состав т/х «Дунайский-16» проходил верхнюю часть Голошубихинского перевала и расходился с т/х «Волго-Дон-5016» левыми бортами. Видя, что т/х «Волго-Дон-5016» следует близко к красному бую №207, вахтенный начальник Ежов К. С путем прикрытия створок реверсивно-рулевого устройства уменьшил ход и посадил газотурбоход «Буревестник» на корпус. При дальшейшем  сближении с составом газотурбоход «Буревестник», следуя на корпусе, резко повернул влево на пересечение курса т/х «Дунайский-16». Попытка вернуть газотурбоход «Буревестник» на прежний курс путем перекладки створок реверсивно-рулевого устройства вправо не принесла успеха, и в 8 часов 55 минут произошло столкновение газотурбохода «Буревестник» о правый якорь секции №47 состава т/х «Дунайский-16». В результате на газотурбоходе «Буревестник» имеются значительные повреждения тентовой обшивки кормового салона на длине 13 м, кормовой площадки и правой газовыхлопной трубы. Трам среди пассажиров и экипажа не было.

   Основной причиной столкновения послужила потеря управляемости из-за отказа реверсивно-рулевого устройства правого движителя, в результате расцепления силового гидроцилиндра 3 створки, обрыва ниппеля и утечки гидрожидкости из системы. Выход из строя реверсивно-рулевого устройства на газотурбоходе «Буревестник» явился следствием неудовлетворительной организации технического контроля со стороны экипажа, технических служб пароходства и завода им. 40 Годовщины Октября.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. За слабую организацию техническую эксплуатацию скоростного флота и особенно газотурбохода «Буревестник» СТРОГО ПРЕДУПРЕДИТЬ заместителя директора ССРЗ им. 40 Годовщины Октября т. Груздева В. А и потребовать от него наведения строго порядка в организации систематических осмотров скоростного флота.

2. За ослабление контроля к экипажу газотурбохода по вопросам технического содержания капитану газотурбохода «Буревестник», т. Щербакову В. А объявить ВЫГОВОР.

3. За неудовлетворительный технический контроль за работой основных жизненно важных механизмов судна и в особенности реверсивно-рулевого устройства механику газотурбохода «Буревестник» т. Кордюкову Л. Г объявить СТРОГИЙ ВЫГОВОР.

4. За допущенный судоводительский просчет при выборе курса движения и расхождения с составом т/х «Дунайский-16» и растерянность в момент выхода из строя реверсивно-рулевого устройства капитана-дублера газотурбохода «Буревестник» т. Ежова К.С понизить в должности до первого штурмана сроком на один год.

5. Строго указать начальнику службы судового хозяйства т. Гладышеву В. Ф на слабую организацию технического контроля за работой скоростного флота и в особенности газотурбохода «Буревестник».

6. Главному инженеру пароходства т. Тихонову В. И принять меры по проведению восстановительного ремонта газотурбохода «Буревестник» к навигации 1975 года.

7. Начальникам портов, пассажирских райуправлений и директорам заводов настоящий приказ проработать с техническими работниками обслуживающими скоростные суда и комсоставом судов на подводных крыльях.

8. Начальнику службы судового хозяйства т. Гладышеву В. Ф в десятидневный срок провести полную ревизию гидравлических рулевых систем управления на всём скоростном флоте.

 

Начальник ВОРПа К. К. Коротков

 

   В связи с длительным ремонтом поставлен на холодный отстой с 15 августа 1974 года с дальнейшей постановкой на зимний отстой с 1 октября 1974 года.

   Работал в навигацию 1975 года. В связи с производственной необходимостью был выведен из эксплуатации на холодный отстой с 8 сентября по 30 октября с дальнейшей поставновкой на зимний отстой.

   Работал в навигацию 1976 года. В связи с производственной необходимостью был выведен из эксплуатации на холодный отстой с 9 сентября по 30 сентября с дальнейшей поставновкой на зимний отстой.

 

   Приказ ВОРПа №12фл от 12.05.1978 года

«О постановке газотурбохода «Буревестник»» на холодный отстой

   В связи с отсутствием устойчивых пассажиропотоков, приказываю:

Газотурбоход «Буревестник» мощностью 5400 л.с. пассажировместимостью 150 человек вывести на холодный отстой с 13.05.78 г.

                                                                                                     Начальник пароходства К.К. Коротков

 

   Приказ ВОРПа №50фл от 10.07.1978 года «О вводе в эксплуатацию газотурбохода «Буревестник»»

…В связи с окончанием ходовых испытаний после проведения модернизационных работ и с получением положительных результатов испытаний, газотурбоход «Буревестник» мощностью 5400 л.с. пассажировместимостью 150 чел. ввести в эксплуатацию с 10.07.78 г.

 

   Приказ ВОРПа №33фл от 24.05.1979 года: В целях производственной необходимости, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Считать на холодном отстое пассажирский газотурбоход «Буревестник» с 10 мая по 1 июня с.г. С 1 июня судно ввести в эксплуатацию.

 

Начальник пароходства К.К. Коротков

 

   В связи с производственной необходимостью выведен из эксплуатации и поставлен на зимний отстой с 17 августа 1979 года.

 

   Приказ ВОРПа №51фл от 31.08.1981 года «О выводе из эксплуатации газотурбохода «Буревестник»»:

   В связи с систематическими отменами рейсов из-за неисправности отдельных узлов по конструктивным недоработкам, ПРИКАЗЫВАЮ:

   1. Опытный, несерийный газотурбоход «Буревестник» вывести из эксплуатации и поставить на отстой с 01.09.1981 года.

   2. Начальнику ССХ т. Абрамову Г. А. подготовить документы в МРФ о выводе газотурбохода «Буревестник»  в группу определения категории.

   3 ССРЗ им. 40 годовщины Октября принять газотурбоход «Буревестник» на отстой и обеспечить его хранение.

   4. Начальнику отдела кадров т. Кистеню В.В. трудоустроить экипаж газотурбохода «Буревестник».

   5. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на главного инженера т. Трофимова В.С.

 

Начальник пароходства К. К. Коротков

 

С 02.05.1982 года по 01.10.1982 года находился на холодном отстое.

С 01.05.1983 года по 18.10.1983 года находился на холодном отстое.

С 01.05.1984 года по 18.10.1984 года находился на холодном отстое.

 

   На основании Приказа МРФ №102 от 29.08.1984 года и Приказа ВОРПа №87фл от 19.09.1984 года газотурбоход «Буревестник» переведен в группу флота, негодного к эксплуатации.

Списан Приказом МРФ №189 от 28.11.1986 года.

 

   До 2001-2003 года стоял на базе в Чкаловске, затем отправлен на металлолом.

 

 

«Буревестник» в Ярославле

 

Рулевая рубка

 

Машинное отделение

 

Фото1

 

 

 

Как испытывали «Буревестник»

 

 

Под руководством главного конструктора ЦКБ по СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева в 50-60 годы прошлого столетия были разработаны шесть принципиально новых речных судов на подводных крыльях со скоростью хода 60—70 километров в час и вместимостью от 60 до 250 человек. И вот наступил следующий этап развития «крылатого» флота.

 

Предстояло увеличить скорость до 100 километров в час. Чтобы решить проблему кавитации крыльев и гребного винта, возникающую при ней, Алексеев предложил министру речного флота РСФСР Зосиме Алексеевичу Шашкову построить два экспериментальных судна — газотурбоход «Буревестник» и теплоход «Чайка». На первом установить серийные авиационные газотурбинные двигатели, работающие на скоростные водометы, на втором — высокооборотный дизель.

 

— В тот период ни в теории, ни на практике не была решена проблема скоростных кавитирующих гребных винтов, — вспоминает доцент кафедры ДВС и автоматики СЭУ ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Андрей Иванович Недошивин, который непосредственно участвовал в проведении научно-исследовательской работы по созданию силовой установки для СПК «Буревестник». — Алексеев предложил заключить гребной винт в водометную трубу. Такой вариант был возможен, но возникало множество вопросов по двигателю и скоростному водомету.

 

Для создания силовой установки использовались авиационный двигатель АИ-20, подвергшийся незначительным переделкам, штатный авиационный редуктор, водометный движитель и реверсивно-рулевое устройство. Стендовые испытания газотурбинного двигателя при работе на воздушный винт с использованием вместо керосина дизельного топлива показали удовлетворительные результаты. В 1964 году газотурбоход «Буревестник» пассажировместимостью 150 человек и скоростью 100 километров в час был построен. И вот наступил день «Ч», о событиях которого сегодня рассказывает А. И. Недошивин:

 

— В конце ноября 1964 года работы по отладке судовых систем газотурбохода выполнялись на испытательной станции ЦКБ по СПК под Чкаловском. Температура воздуха достигала минус 25 градусов, и нам обязательно нужно было вернуться в Горький. Уже звонили с Городецкого шлюза, который закрывался на зимний отстой, и предупредили, что судно должно прошлюзоваться в первой половине дня. Главная проблема — как запустить двигатель при такой низкой температуре воздуха на дизельном летнем топливе? Как водится, приехал инспектор пожарной охраны, который проверял работу системы распыливания воды для гашения возможных искр, установленной в газовыпускной трубе.

 

На удивление, пуск двигателя начался нормально, возможно, механик разбавил дизельное топливо керосином. И вдруг в какой-то момент из трубы выбросило облако пламени длиной метров семь. Все закончилось благополучно, никто не пострадал, но пожарный инспектор был шокирован таким зрелищем. Двигатель остановили, и механик признался, что забыл слить топливо из системы орошения. Когда слили, пуск второго двигателя прошел нормально.

 

Но приключения на этом не закончились. Дело в том, что Горьковское водохранилище замерзло у берега и на лед вышли рыбаки. Я поинтересовался у капитана Виктора Григорьевича Полуэктова, как мы будем выбираться из такой ситуации и не окажутся ли рыбаки отрезанными от суши. Именно они вызывали беспокойство. Что касается судна, то без нагрузки оно выйдет на крыло. Включили сирену, никто из рыбаков даже не двинулся с места. И только когда они увидели, что мы с ревом начали движение в водоизмещающем положении и выходим на крыло, побежали к берегу, бросив свои поклажи. Такого сюрприза никто не ожидал, и для некоторых воскресная рыбалка сорвалась из-за потери рыболовных принадлежностей.

 

В Городецком шлюзе нас встретили обледенелые стенки, туман и сильное испарение воды (вся река еще не замерзла). Дальше без проблем дошли до ЦКБ по СПК, швартуемся, спускаемся в машинное отделение для проверки нагрева кожуха турбины двигателя и не верим своим глазам — турбина покрыта слоем льда. Инспектор пожарной охраны только и сказал: «С вами не соскучишься». И ушел.

 

Что же произошло с двигателем? Во время слива топлива из системы орошения газовыпускной трубы некоторые соединительные штуцеры были отсоединены. А при сборке один из них слабо затянули, поэтому во время работы двигателя вода фонтанировала прямо на кожух турбины, под который для охлаждения поступал с палубы воздух с отрицательной температурой. Это и привело к обледенению. В тот же день судно подняли на берег и поставили в цех. Внимательно осмотрели подводную часть и крыльевое устройство: никаких повреждений, вмятин, царапин не было обнаружено. Выходит, в чрезвычайных условиях СПК может двигаться на крыльях при небольшой толщине льда.

 

По материалам газеты «Волго-Невский ПроспектЪ»

 

 

ДАТЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ  КОРРЕКТУРЫ.

 

04.05.17   Информация добавлена на сайт.

07.08.17   Добавлена информация и фотографии теплохода.

Добавлены фотографии теплохода: «Буревестник» на спусковой площадке, «Буревестник» в Ярославле, фотографии рулевой рубки, пассажирского салона и машинного отделения.

Добавлены: теоретический чертеж, общий вид газотурбохода, схема общего расположения, схема крыльевого устройства и выступающих частей.

01.11.18   Добавлена информация по теплоходу, добавлена статья «Как испытывали «Буревестник».

17.09.19   Добавлены фотографии 1966 года (ходовые испытания) и 1975 года. Добавлены Приказы ВОРПа №214 от 5 июня 1968 года и №309 от 26 августа 1974 года.

 

28.10.20   Добавлена информация о дате спуска газотурбохода на воду.