Наименование головного судна:   БУРЕВЕСТНИК

          Проект:   1708

          Тип судна:   Пассажирский газотурбоход на подводных крыльях с ходовой рубкой,           полуутопленной в надстройку, с пассажирскими салонами в носовой и средней частях корпуса, с МО в корме.

          Назначение судна:  Скоростная перевозка пассажиров в светлое время суток на транзитных и местных линиях.

          Класс Речного Регистра и район плавания:   «О». Пресноводные реки и водохранилища, относящиеся к классу «О».

          Автор проекта:   ЦКБ по СПК

          Постройка:   1964 год завод «Красное Сормово»

 

ТЕХНИЧЕСКИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЗОТУРБОХОДА «БУРЕВЕСТНИК»

 

     Размеры габаритные, м:

          длина

43,2

          ширина  

7,4

          высота от основной линии (без мачты)

5,8

          высота от уровня воды при ходе на крыльях

6,5

     Осадка габаритная, м:

          на плаву

2

          при ходе на крыльях

0,6

     Водоизмещение с полным грузом, т:

70,8

     Осадка средняя от основной линии при полном водоизмещении, м:

 

          с полным грузом

0,73

          порожнем

0,55

     Скорость, км

 

          эксплуатационная

90

          максимальная

94

     Пассажировместимость, чел

150

     Мест для экипажа

4 (дежурная каюта)

     Дальность плавания, км

500

     Мореходность – обеспечение движения судна на волне, м:

          при ходе на крыльях

до 1

          в водоизмещающем состоянии (с ограничением скорости до 25 км/ч)

2

     Материал корпуса: Алюминиевый сплав АМг6 (листовой материал, панели), АМг61 и Д16Т  (профильный материал)

     Материал надстройки: Дюралюминиевый Д16АТ

     Конструкция: корпуса – сварная, надстройки – клёпаная с применением контактной сварки

     Главный двигатель:

     Марка

АИ-20А, авиационный

     Количество

2

     Мощность (эксплуатационная), э.л.с.

2700

     Частота вращения, об/мин

12300

     Частота вращения вала турбины, об/мин

1050

     Дистанционное управление

Гидравлическое

     Движитель

     Тип

Водометный

     Количество

2

     Основные узлы

Водозаборник, насосная часть, устройство запуска и управления разгрузкой и реверсивно-рулевым устройством

 

     Общий вид газотурбохода

     Схема общего расположения

     Теоретический чертеж

     Схема крыльевого устройства и выступающих частей

 

 

«Буревестник» на спусковой площадке

 

 

Пассажирский салон

 

 

Машинное отделение

 

 

ГАЗОТУРБОХОД «БУРЕВЕСТНИК»

 

п/п

Название

Строительный номер

Регистровый номер

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Буревестник

б/н

83072

1964

Горький

Работал на линии Горький – Казань, с 1981 года на линии Горький – Ярославль.

 

   Зимой 1969-1970 года находился на ремонте на Сормовском ССЗ. Производилось устранение конструктивных недостатков. Срок ввода в эксплуатацию был перенесен на 26 мая 1970 года.

Приказом ВОРПа №45фл от 06.09.1972 года была создана комиссия по приемке в эксплуатацию газотурбохода «Буревестник» после ремонтных и модернизационных работ, проведенных опытным заводом «Волга».

Газотурбоход был введен в эксплуатацию с 17 сентября 1972 года до конца навигации.

Работал в навигацию 1973 года. Был выведен из эксплуатации и поставлен на зимний отстой с 14 сентября 1973 года.

24 июня 1974 года был выведен из эксплуатации и поставлен на ремонт в связи с поломкой силовой установки. Был вновь введен в эксплуатацию с 5 июля 1974 года.

В связи с длительным ремонтом поставлен на холодный отстой с 15 августа 1974 года с дальнейшей постановкой на зимний отстой с 1 октября 1974 года.

Работал в навигацию 1975 года. В связи с производственной необходимостью был выведен из эксплуатации на холодный отстой с 8 сентября по 30 октября с дальнейшей поставновкой на зимний отстой.

Работал в навигацию 1976 года. В связи с производственной необходимостью был выведен из эксплуатации на холодный отстой с 9 сентября по 30 сентября с дальнейшей поставновкой на зимний отстой.

 

Приказ ВОРПа №12фл от 12.05.1978 года

«О постановке газотурбохода «Буревестник»» на холодный отстой

   В связи с отсутствием устойчивых пассажиропотоков, приказываю:

Газотурбоход «Буревестник» мощностью 5400 л.с. пассажировместимостью 150 человек вывести на холодный отстой с 13.05.78 г.

                                                                                                     Начальник пароходства К.К. Коротков

 

Приказ ВОРПа №50фл от 10.07.1978 года «О вводе в эксплуатацию газотурбохода «Буревестник»»

…В связи с окончанием ходовых испытаний после проведения модернизационных работ и с получением положительных результатов испытаний, газотурбоход «Буревестник» мощностью 5400 л.с. пассажировместимостью 150 чел. ввести в эксплуатацию с 10.07.78 г.

 

Приказ ВОРПа №33фл от 24.05.1979 года: В целях производственной необходимости, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Считать на холодном отстое пассажирский газотурбоход «Буревестник» с 10 мая по 1 июня с.г. С 1 июня судно ввести в эксплуатацию.

 

Начальник пароходства К.К. Коротков

 

В связи с производственной необходимостью выведен из эксплуатации и поставлен на зимний отстой с 17 августа 1979 года.

 

Приказ ВОРПа №51фл от 31.08.1981 года «О выводе из эксплуатации газотурбохода «Буревестник»»:

   В связи с систематическими отменами рейсов из-за неисправности отдельных узлов по конструктивным недоработкам, ПРИКАЗЫВАЮ:

   1. Опытный, несерийный газотурбоход «Буревестник» вывести из эксплуатации и поставить на отстой с 01.09.1981 года.

   2. Начальнику ССХ т. Абрамову Г. А. подготовить документы в МРФ о выводе газотурбохода «Буревестник»  в группу определения категории.

   3 ССРЗ им. 40 годовщины Октября принять газотурбоход «Буревестник» на отстой и обеспечить его хранение.

   4. Начальнику отдела кадров т. Кистеню В.В. трудоустроить экипаж газотурбохода «Буревестник».

   5. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на главного инженера т. Трофимова В.С.

 

Начальник пароходства К. К. Коротков

 

С 02.05.1982 года по 01.10.1982 года находился на холодном отстое.

С 01.05.1983 года по 18.10.1983 года находился на холодном отстое.

С 01.05.1984 года по 18.10.1984 года находился на холодном отстое.

 

На основании Приказа МРФ №102 от 29.08.1984 года и Приказа ВОРПа №87фл от 19.09.1984 года газотурбоход «Буревестник» переведен в группу флота, негодного к эксплуатации.

Списан Приказом МРФ №189 от 28.11.1986 года.

 

До 2001-2003 года стоял на базе в Чкаловске, затем отправлен на металлолом.

 

«Буревестник» в Ярославле

 

Рулевая рубка

 

Машинное отделение

 

Фото1

 

 

 

Как испытывали «Буревестник»

 

 

Под руководством главного конструктора ЦКБ по СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева в 50-60 годы прошлого столетия были разработаны шесть принципиально новых речных судов на подводных крыльях со скоростью хода 60—70 километров в час и вместимостью от 60 до 250 человек. И вот наступил следующий этап развития «крылатого» флота.

 

Предстояло увеличить скорость до 100 километров в час. Чтобы решить проблему кавитации крыльев и гребного винта, возникающую при ней, Алексеев предложил министру речного флота РСФСР Зосиме Алексеевичу Шашкову построить два экспериментальных судна — газотурбоход «Буревестник» и теплоход «Чайка». На первом установить серийные авиационные газотурбинные двигатели, работающие на скоростные водометы, на втором — высокооборотный дизель.

 

— В тот период ни в теории, ни на практике не была решена проблема скоростных кавитирующих гребных винтов, — вспоминает доцент кафедры ДВС и автоматики СЭУ ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Андрей Иванович Недошивин, который непосредственно участвовал в проведении научно-исследовательской работы по созданию силовой установки для СПК «Буревестник». — Алексеев предложил заключить гребной винт в водометную трубу. Такой вариант был возможен, но возникало множество вопросов по двигателю и скоростному водомету.

 

Для создания силовой установки использовались авиационный двигатель АИ-20, подвергшийся незначительным переделкам, штатный авиационный редуктор, водометный движитель и реверсивно-рулевое устройство. Стендовые испытания газотурбинного двигателя при работе на воздушный винт с использованием вместо керосина дизельного топлива показали удовлетворительные результаты. В 1964 году газотурбоход «Буревестник» пассажировместимостью 150 человек и скоростью 100 километров в час был построен. И вот наступил день «Ч», о событиях которого сегодня рассказывает А. И. Недошивин:

 

— В конце ноября 1964 года работы по отладке судовых систем газотурбохода выполнялись на испытательной станции ЦКБ по СПК под Чкаловском. Температура воздуха достигла минус 25 градусов, и нам обязательно нужно было вернуться в Горький. Уже звонили с Городецкого шлюза, который закрывался на зимний отстой, и предупредили, что судно должно прошлюзоваться в первой половине дня. Главная проблема — как запустить двигатель при такой низкой температуре воздуха на дизельном летнем топливе? Как водится, приехал инспектор пожарной охраны, который проверял работу системы распыливания воды для гашения возможных искр, установленной в газовыпускной трубе.

 

На удивление, пуск двигателя начался нормально, возможно, механик разбавил дизельное топливо керосином. И вдруг в какой-то момент из трубы выбросило облако пламени длиной метров семь. Все закончилось благополучно, никто не пострадал, но пожарный инспектор был шокирован таким зрелищем. Двигатель остановили, и механик признался, что забыл слить топливо из системы орошения. Когда слили, пуск второго двигателя прошел нормально.

 

Но приключения на этом не закончились. Дело в том, что Горьковское водохранилище замерзло у берега и на лед вышли рыбаки. Я поинтересовался у капитана Виктора Григорьевича Полуэктова, как мы будем выбираться в такой ситуации и не окажутся ли рыбаки отрезанными от суши. Именно они вызывали беспокойство. Что касается судна, то без нагрузки оно выйдет на крыло. Включили сирену, никто из рыбаков даже не двинулся с места. И только когда они увидели, что мы с ревом начали движение в водоизмещающем положении и выходим на крыло, побежали к берегу, бросив свои поклажи. Такого сюрприза никто не ожидал, и для некоторых воскресная рыбалка сорвалась из-за потери рыболовных принадлежностей.

 

В Городецком шлюзе нас встретили обледенелые стенки, туман и сильное испарение воды (вся река еще не замерзла). Дальше без проблем дошли до ЦКБ по СПК, швартуемся, спускаемся в машинное отделение для проверки нагрева кожуха турбины двигателя и не верим своим глазам — турбина покрыта слоем льда. Инспектор пожарной охраны только и сказал: «С вами не соскучишься». И ушел.

 

Что же произошло с двигателем? Во время слива топлива из системы орошения газовыпускной трубы некоторые соединительные штуцеры были отсоединены. А при сборке один из них слабо затянули, поэтому во время работы двигателя вода фонтанировала прямо на кожух турбины, под который для охлаждения поступал с палубы воздух с отрицательной температурой. Это и привело к обледенению. В тот же день судно подняли на берег и поставили в цех. Внимательно осмотрели подвод-ную часть и крыльевое устройство: никаких повреждений, вмятин, царапин не было обнаружено. Выходит, в чрезвычайных условиях СПК может двигаться на крыльях при небольшой толщине льда.

 

По материалам газеты «Волго-Невский ПроспектЪ»

 

 

ДАТЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ  КОРРЕКТУРЫ.

 

04.05.17   Информация добавлена на сайт.

07.08.17   Добавлена информация и фотографии теплохода.

Добавлены фотографии теплохода: «Буревестник» на спусковой площадке, «Буревестник» в Ярославле, фотографии рулевой рубки, пассажирского салона и машинного отделения.

Добавлены: теоретический чертеж, общий вид газотурбохода, схема общего расположения, схема крыльевого устройства и выступающих частей.

 

01.11.18   Добавлена информация по теплоходу, добавлена статья «Как испытывали «Буревестник».