Наименование головного судна:   БЕЛАРУСЬ

          Проект:   1709Р

          Тип судна:   Пассажирский одновинтовой теплоход на подводных крыльях.

          Назначение судна:  Для скоростных пассажирских перевозок на местных и пригородных линиях в светлое время суток.

          Класс Речного Регистра и район плавания:   «Л». Реки с гарантированной глубиной не менее 0,9 м, относящиеся к классу «Л», с правом выхода на реки и водохранилища класса «Р» с ограничением по погоде.

          Автор проекта:   ЦКБ по СПК

          Дата утверждения проекта:   февраль 1966 г

          Постройка:   Гомельский ССРЗ с 1966 г.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ ТИПА «БЕЛАРУСЬ»

 

     Размеры габаритные, м:

          длина

18,55

          ширина  

4,64

          высота от основной линии

3,47

     Высота надводного борта, м:

0,74

     Осадка габаритная, м:

          на плаву

0,91

          при ходе на крыльях

0,3

     Водоизмещение судна с полным грузом, т:

14,5

     Осадка при полном водоизмещении (по корпусу), м:

          средняя

0,42

     Водоизмещение судна порожнем, т:

9,6

     Осадка при водоизмещении порожнем (по корпусу), м

          средняя

0,31

     Скорость судна эксплуатационная, км/ч

65

     Пассажировместимость, чел

40

     Дальность плавания (без пополнения запасов топлива), км

320

Материал корпуса и надстройки: Алюминиевые сплавы Д16, Д16АМ, АМг5В.

     Главный двигатель:

     Марка

М400

     Максимальная мощность, л.с

1000

     Частота вращения, об/мин

1700

     Пуск

воздухом

     Дистанционное управление

ручное гидравлическое

     Движитель:

     Тип

гребной винт / частично погружен

     Диаметр, м

0,665

     Шаг, м

переменный

     Дисковое отношение

1,43

     Число лопастей

6

 

Теоретический чертеж

Схема общего расположения водометного теплохода

Схема крыльевого устройства и выступающих частей винтового теплохода

 

СПИСОК СУДОВ ТИПА «БЕЛАРУСЬ»

 

п/п

Название

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Беларусь

1966

Омск

Двигатель М50Ф5. Пассажировместимость 30 человек. Принадлежала Надымскому ЦТЭ НГС Главтюменьнефтегазстроя Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.

Списана в 1982 году.

После списания была установлена в городе Лабытнанги. Использовалась как бар.

Фото1   Фото2

2.

Беларусь-1

01.07.66

Печора

Приказ Начальника Печорского речного пароходства №164 от 10 августа 1966 года.

О передаче на баланс Печорской РЭБ теплохода на подводных крыльях

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Поступивший из строительства с Гомельского ССРЗ теплоход на подводных крыльях проекта 1709 мощностью 900 л.с. постройки 1966 года с 20.07.1966 передать на баланс Печорской РЭБ.

2. В соответствии с письмом МРФ КМ-49/2450 от 09.10.1965 г. теплоходу на подводных крыльях проекта 1709 присвоить эксплуатационное название «Беларусь-1».

 

Начальник Печорского речного пароходства Т.Прутов

 

 

 

Приказ Начальника Печорского речного пароходства №10 от 08 января 1968 года.

О передаче теплохода «Беларусь» на баланс Ленского пароходства

 

В связи с отсутствием производственной необходимости и во исполнение указания МРФ (радиограмма замминистра Назарова №КМ 5676 от 25 ноября 1967 года) –

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Передать теплоход «Беларусь» с баланса Печорского речного пароходства на баланс Ленского пароходства.

Приемо-передачу теплохода произвести на Гомельском ССРЗ по его месту нахождения.

2. Начальнику Печорской РЭБ тов. Коробову Н.Н для передачи теплохода направить капитана-механика на Гомельский завод.

 

Начальник Печорского речного пароходства Т.Прутов

Фото1

 

1966 год. Первое экспериментальное пассажирское судно на подводных крыльях на Печоре.
Судно на подводных крыльях проекта 1709, мощностью 900 л.с. «Беларусь», построенное на Гомельском ССРЗ было доставлено на ж/д платформе в Печорское речное пароходство (Печорскую РЭБ) в 1966 году.
 В июле месяце спущено на воду и под названием «Беларусь – 1» была принята в эксплуатацию.
Учитывая важность и ответственность за испытания экспериментального судна, руководство пароходства приняло решение провести пробные технические рейсы в качестве служебно-разъездного и только в августе приступить к перевозкам пассажиров на транзитной линии Печора – Усть Цильма – Печора*, а в выходные использовать в качестве прогулочного теплохода для жителей Печоры. Командный состав утверждался начальником пароходства. Капитаном был назначен Днепровский В.П. механиком Метёлкин В.М., капитаном-дублером Троян А.Е. Рекомендовал и подбирал экипаж капитан. С Метёлкиным В.М. он работал на сухогрузных судах и рефрижераторе «Патрис Лумумба», с Трояном на пассажирском т/ходе «М – 45» ( р. Усе на пассажирской линии Печора – Абезь ).

Работали немного. В одном из технических рейсов из-за касания о грунт было серьезно повреждено крыльевое устройство, в результате чего судно было выведено из эксплуатации. Комиссия по расследованию аварийного случая дала заключение: неисправность рулевого устройства (скорость перекладки руля не соответствует установленным нормам)**.

Судно на ж/д платформе было отправлено обратно на завод-изготовитель - Гомельский ССРЗ. После заводской модернизации в 1967 году «Беларусь-1» была передана в Ленское речное пароходство. Вполне очевидно, что обе комиссии пароходства и завода были удовлетворены тем, что этот тип СПК с алюминиевыми крыльями на реку Печору больше не ездок. Эксперимент закончился. Но нет худа без добра. Через пару лет В.П.Днепровский, перегнав новую «Ракету – 152» с Волги на Печору, будет назначен капитаном-наставником скоростного флота в управлении Печорского пароходства, а «Ракету – 152» передаст капитану – помощнику механика А.Е Трояну. В.М.Метёлкина назначат капитаном-механиком на новый т/ход пр. Р-40 «Семён Калмыков». Позднее в пароходстве будет в эксплуатации ещё экспериментальный скоростной пассажирский теплоход «Заря – 92», но это уже совсем другая история….


Примечания:

 

(*). По классификации водных бассейнов участок реки Печора от истока до с.Усть-Цильма имеет разряд «Л», от с.Усть-Цильма до г.Нарьян-Мар «Р».


(**). Как было на самом деле ( из пояснений В.М.Метёлкина). СПК «Беларусь-1» под управлением механика Метёлкина В.М.. следуя техническим рейсом на участке Усть-Уса – Печора заходило на лимитирующий перекат реки в надводном состоянии (на крыльях). Когда судно приблизилось к гребню переката капитан-дублёр Троян А.Е., находившийся рядом, сбавил обороты двигателя, судно опустилось на корпус и ударилось кормовым крылом об грунт. От удара оторвалась кормовая стойка крыла, никто не пострадал. Кто из экспериментаторов виноват?! Об этом мы уже не узнаем никогда…


27.05.2020 г.Из архива ветерана скоростного флота Шувалова А.Н. Снимки А.Головина.

-.

Беларусь-2

01.07.66

п. Пеледуй

Двигатель М400. Строительный номер 4.

Бывший теплоход «Беларусь-1», полученый от Печорского речного пароходства.

Служебный теплоход. Работал на линии Якутск – порт Нюрба.

Рег.146927

Фото1   Фото2

В 2016 году состоялась перевозка теплохода из Пеледуя в Нижний Новгород.

Фото3   Фото4

--.

Беларусь-6

1968

Омский порт

Служебно-разъездной флот.

Изначально работала на линии Усть-Каменогорск – Семипалатинск.

В середине 80х годов передана Омскому порту. Непродолжительное время использовалась для перевозки пассажиров, а затем была передана Омскому ССРЗ в подразделение служебно-вспомогательного флота. Использовалась для перевозки овощей и скоропортящихся продуктов.

Списана Пр.№105 от 25.04.89 г.

3.

Беларусь-28

01.07.70

Новокуйбышевск

Строительный номер 28.

Владелец Новокуйбышевский НПЗ.

Рег.153872

Фото1   Фото2

4.

Беларусь-1

~1964

Гомель

Водометная «Беларусь».

Фото1   Фото2   Фото3

5.

Беларусь-03

~1967

Гомель

Использовалась в качестве экспоната на церемонии открытия здания ВДНХ БССР 27 декабря 1968 года.

Фото1

6.

Беларусь-04

 

Гомель

Фото1   Фото2   Фото3

7.

Беларусь-05

 

Гомель

Фото1

8.

Беларусь-06

 

Гомель

Фото1

9.

Иван Мележ

 

Гомель

Последняя навигация в 1985 году.

Фото1

10.

Михась Лыньков

 

Гомель

 

11.

Якуб Колас

 

Гомель

Фото1   Фото2   Фото3

12.

Янка Купала

 

Гомель

Фото1   Фото2

13.

50 лет Октября

~1967

Гомель

Фото1

14.

50 лет БССР и КПБ

~1968

Гомель

Фото1

15.

Беларусь-1

 

Семипалатинск

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак.

Фото1

16.

Беларусь-1

~1965

Семипалатинск

Водометная «Беларусь». Поступила в состав ВИРП в 1965 году, но после 3-4 лет эксплуатации была снята с эксплуатации и списана по причине сильной вибрации, ослабления заклепок и трещин в месте расположения водомета.

Фото1  

17.

Беларусь-2

 

Семипалатинск

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак.

Использовалась на подмене теплохода «Ракета-9М».

Фото1

18.

Беларусь-3

 

Семипалатинск

Резервным теплоход.

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак.

Фото1

19.

Беларусь-4

 

Семипалатинск

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак.

Фото1   Фото2   Фото3

20.

Беларусь-5

 

Семипалатинск

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак. Во время подхода к причалу в Павлодаре получила серьёзные поврежденя.

Фото1   Фото2

21.

Беларусь-6

1968

Семипалатинск

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак.

В середине 80х годов передана Омскому порту. Непродолжительное время использовалась для перевозки пассажиров, а затем была передана Омскому ССРЗ в подразделение служебно-вспомогательного флота. Использовалась для перевозки овощей и скоропортящихся продуктов.

22.

Беларусь-7

 

Семипалатинск

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак.

Фото1   Фото2

23.

Беларусь-8

1969

Семипалатинск

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак.

Фото1

24.

Беларусь-9

 

Семипалатинск

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак.

25.

Беларусь-10

 

Семипалатинск / Усть Каменогорск

Работала на линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар – Ермак.

26.

Беларусь-1

 

Ашхабад

Работала на Каракумском канале.

Фото1  

НОВОЕ!

Фото2

 

 

 

ДАТЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ  КОРРЕКТУРЫ:

 

Всего выпущено т/х «Беларусь» 28 единиц.

25.08.11   Добавлены казахстанские теплоходы: 2, 3, 4, 6, 7, добавлен теплоход «Беларусь-1»/Ашхабад, белорусские теплоходы: Иван Мележ, Михась Лыньков, Янка Купала .

У теплоходов «Беларусь-1, 8, 9, 10» изменен порт приписки с Павлодара на Семипалатинск.

Добавлена информация по теплоходу Беларусь порт приписки Пеледуй.

В списке 19 единиц.

06.02.14   Добавлен теплоход Беларусь-05 (Гомель/БССР), Беларусь-1 (Семипалатинск) с водометным движителем.

Изменен порт приписки теплоходов Беларусь-5, 6 с Павлодара на Семипалатинск, добавлен год постройки казахстанского теплохода «Беларусь-8».

Добавлены фотографии теплоходов:

Россия: Беларусь-2 (Пеледуй);

БССР: Беларусь-1, 04, 05, «Якуб Колас», «Янка Купала»;

Казахская ССР: Беларусь-1 (водометная), Беларусь-5, Беларусь-7;

Туркменская ССР: Беларусь-1.

В списке 21 единица.

02.12.14   Добавлен теплоход Беларусь / Надым.

Добавлена информация по теплоходу Беларусь-3, 6 (Казахстан).

Добавлена фотография винтового теплохода Беларусь-1 (Казахстан).

В списке 22 единицы.

09.02.17   Добавлен теплоход: Беларусь-06.

Добавлены Регистровые номера теплоходов Беларусь / Пеледуй и Беларусь-28.

Добавлены фотографии белорусских теплоходов: Беларусь-1, Беларусь-06, Иван Мележ, Янка Купала.

В списке 23 единицы.

30.10.18   Добавлена информация по теплоходу Беларусь-2 / Пеледуй, Беларусь-2 / Казахстан.

05.06.19   Добавлен теплоход «50 лет Октября».

27.10.19   Добавлен теплоход Беларусь-03.

04.02.21   Добавлен теплоход «50 лет БССР и КПБ».

Добавлены фотографии перевозки теплохода Беларусь-2 из Пеледуя и теплохода «50 лет БССР и КПБ».

24.06.21   Добавлена информация по казахстанскому теплоходу: Беларусь-10.

Добавлены фотографии теплоходов Беларусь-28; Беларусь: Беларусь-1

01.01.22   Добавлена информация по теплоходу Беларусь / Омск.

Добавлены фотографии теплохода-памятника Беларусь / Омск (Лабытнанги).

23.11.22   Добавлена информация по теплоходам Беларусь-2 / ПРП-ЛОРП, Иван Мележ.

Добавлены фотографии теплоходов Беларусь: Беларусь-2 / ПРП-ЛОРП, Казахстан: Беларусь-4, 5.

 

07.01.24   Добавлена фотография теплохода Беларусь: Беларусь-1 / Туркмения.

 

В списке 26 единиц.

 

На Гомельском ССРЗ по проекту 1709Р было построено:

1964г – 1 ед., стр № 1

1965г – 1 ед., стр № 2

1966г – 3 ед., стр № 3-5

1967г – 5 ед., стр № 6-10

1968г – 8 ед., стр №11-18

1969г – 6 ед., стр №19-24

1970г – 4 ед., стр №25-28