|
|
|
|
Наименование головного судна: БЕЛАРУСЬ |
|
Проект:
1709Р |
|
Тип судна: Пассажирский
одновинтовой теплоход на подводных крыльях. |
|
Назначение судна: Для скоростных пассажирских перевозок на
местных и пригородных линиях в светлое время суток. |
|
Класс
Речного Регистра и район плавания: «Л». Реки с гарантированной глубиной
не менее |
|
Автор проекта: ЦКБ по СПК |
|
Дата утверждения проекта: февраль |
|
Постройка: Гомельский
ССРЗ с |
|
|
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ ТИПА
«БЕЛАРУСЬ» |
|
|
|
Размеры
габаритные, м: |
|
длина |
18,55 |
ширина |
4,64 |
высота от основной линии |
3,47 |
Высота надводного борта, м: |
0,74 |
Осадка габаритная, м: |
|
на плаву |
0,91 |
при ходе на крыльях |
0,3 |
Водоизмещение судна с полным грузом, т: |
14,5 |
Осадка при полном водоизмещении (по
корпусу), м: |
|
средняя |
0,42 |
Водоизмещение судна порожнем, т: |
9,6 |
Осадка при водоизмещении порожнем (по
корпусу), м |
|
средняя |
0,31 |
Скорость судна эксплуатационная, км/ч |
65 |
Пассажировместимость, чел |
40 |
Дальность плавания (без пополнения запасов
топлива), км |
320 |
Материал корпуса и надстройки: Алюминиевые сплавы Д16, Д16АМ, АМг5В. |
|
Главный двигатель: |
|
Марка |
М400 |
Максимальная мощность, л.с |
1000 |
Частота вращения, об/мин |
1700 |
Пуск |
воздухом |
Дистанционное управление |
ручное гидравлическое |
Движитель: |
|
Тип |
гребной винт / частично погружен |
Диаметр, м |
0,665 |
Шаг, м |
переменный |
Дисковое отношение |
1,43 |
Число лопастей |
6 |
Схема
общего расположения водометного теплохода
Схема
крыльевого устройства и выступающих частей винтового теплохода
|
||||
СПИСОК СУДОВ ТИПА «БЕЛАРУСЬ» |
||||
|
||||
п/п |
Название |
Год постройки |
Изначальный порт приписки |
Примечание |
1. |
Беларусь |
1966 |
Омск |
Двигатель
М50Ф5. Пассажировместимость 30 человек. Принадлежала Надымскому ЦТЭ НГС
Главтюменьнефтегазстроя Министерства строительства предприятий нефтяной и
газовой промышленности. Списана в
1982 году. После
списания была установлена в городе Лабытнанги.
Использовалась как бар. |
2. |
Беларусь-1 |
01.07.66 |
Печора |
Приказ
Начальника Печорского речного пароходства №164 от 10 августа 1966 года. О
передаче на баланс Печорской РЭБ теплохода на подводных крыльях ПРИКАЗЫВАЮ: 1.
Поступивший из строительства с Гомельского ССРЗ теплоход на подводных крыльях
проекта 1709 мощностью 900 л.с. постройки 1966 года
с 20.07.1966 передать на баланс Печорской РЭБ. 2.
В соответствии с письмом МРФ КМ-49/2450 от 09.10.1965 г. теплоходу на
подводных крыльях проекта 1709 присвоить эксплуатационное название
«Беларусь-1». Начальник
Печорского речного пароходства Т.Прутов Приказ
Начальника Печорского речного пароходства №10 от 08 января 1968 года. О
передаче теплохода «Беларусь» на баланс Ленского пароходства В
связи с отсутствием производственной необходимости и во исполнение указания
МРФ (радиограмма замминистра Назарова №КМ 5676 от 25 ноября 1967 года) – ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Передать
теплоход «Беларусь» с баланса Печорского речного пароходства на баланс
Ленского пароходства. Приемо-передачу теплохода
произвести на Гомельском ССРЗ по его месту нахождения. 2.
Начальнику Печорской РЭБ тов. Коробову Н.Н для передачи теплохода направить
капитана-механика на Гомельский завод. Начальник
Печорского речного пароходства Т.Прутов НОВОЕ! |
|
1966 год. Первое экспериментальное пассажирское
судно на подводных крыльях на Печоре. Работали немного. В одном из технических рейсов из-за
касания о грунт было серьезно повреждено крыльевое устройство, в результате
чего судно было выведено из эксплуатации. Комиссия по расследованию
аварийного случая дала заключение: неисправность рулевого устройства (скорость
перекладки руля не соответствует установленным нормам)**. Судно на ж/д платформе было отправлено обратно на
завод-изготовитель - Гомельский ССРЗ. После заводской модернизации в 1967
году «Беларусь-1» была передана в Ленское речное пароходство. Вполне
очевидно, что обе комиссии пароходства и завода были удовлетворены тем, что
этот тип СПК с алюминиевыми крыльями на реку Печору больше не ездок.
Эксперимент закончился. Но нет худа без добра. Через пару лет В.П.Днепровский, перегнав новую «Ракету – 152» с Волги на
Печору, будет назначен капитаном-наставником скоростного флота в управлении
Печорского пароходства, а «Ракету – 152» передаст капитану – помощнику
механика А.Е Трояну. В.М.Метёлкина назначат
капитаном-механиком на новый т/ход пр. Р-40 «Семён Калмыков». Позднее в
пароходстве будет в эксплуатации ещё экспериментальный скоростной
пассажирский теплоход «Заря – 92», но это уже совсем другая история….
(*). По классификации водных бассейнов участок реки
Печора от истока до с.Усть-Цильма имеет разряд «Л»,
от с.Усть-Цильма до г.Нарьян-Мар
«Р».
|
|||
-. |
Беларусь-2 |
01.07.66 |
п. Пеледуй |
Двигатель
М400. Строительный номер 4. Бывший
теплоход «Беларусь-1», полученый от Печорского
речного пароходства. Служебный
теплоход. Работал на линии Якутск – порт Нюрба. Рег.146927 В 2016 году
состоялась перевозка теплохода из Пеледуя в Нижний Новгород. |
--. |
Беларусь-6 |
1968 |
Омский порт |
Служебно-разъездной
флот. Изначально работала
на линии Усть-Каменогорск – Семипалатинск. В середине
80х годов передана Омскому порту. Непродолжительное время использовалась для
перевозки пассажиров, а затем была передана Омскому ССРЗ в подразделение
служебно-вспомогательного флота. Использовалась для перевозки овощей и
скоропортящихся продуктов. Списана
Пр.№105 от 25.04.89 г. |
3. |
Беларусь-28 |
01.07.70 |
Новокуйбышевск |
Строительный
номер 28. Владелец
Новокуйбышевский НПЗ. Рег.153872 |
4. |
Беларусь-1 |
~1964 |
Гомель |
Водометная
«Беларусь». |
5. |
Беларусь-03 |
~1967 |
Гомель |
Использовалась
в качестве экспоната на церемонии открытия здания ВДНХ БССР 27 декабря 1968
года. |
6. |
Беларусь-04 |
|
Гомель |
|
7. |
Беларусь-05 |
|
Гомель |
|
8. |
Беларусь-06 |
|
Гомель |
|
9. |
Иван Мележ |
|
Гомель |
Последняя
навигация в 1985 году. |
10. |
Михась Лыньков |
|
Гомель |
|
11. |
Якуб Колас |
|
Гомель |
|
12. |
Янка Купала |
|
Гомель |
|
13. |
50 лет Октября |
~1967 |
Гомель |
|
14. |
50 лет БССР и КПБ |
~1968 |
Гомель |
|
15. |
Беларусь-1 |
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. |
16. |
Беларусь-1 |
~1965 |
Семипалатинск |
Водометная
«Беларусь». Поступила в состав ВИРП в 1965 году, но после 3-4 лет
эксплуатации была снята с эксплуатации и списана по причине сильной вибрации,
ослабления заклепок и трещин в месте расположения водомета. |
17. |
Беларусь-2 |
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. Использовалась
на подмене теплохода «Ракета-9М». |
18. |
Беларусь-3 |
|
Семипалатинск |
Резервным
теплоход. Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. |
19. |
Беларусь-4 |
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. НОВОЕ! |
20. |
Беларусь-5 |
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. Во время подхода к причалу в Павлодаре получила серьёзные поврежденя. НОВОЕ! |
21. |
Беларусь-6 |
1968 |
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. В середине
80х годов передана Омскому порту. Непродолжительное время использовалась для
перевозки пассажиров, а затем была передана Омскому ССРЗ в подразделение
служебно-вспомогательного флота. Использовалась для перевозки овощей и
скоропортящихся продуктов. |
22. |
Беларусь-7 |
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. |
23. |
Беларусь-8 |
1969 |
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. |
24. |
Беларусь-9 |
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. |
25. |
Беларусь-10 |
|
Семипалатинск
/ Усть Каменогорск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск, Павлодар –
Ермак. |
26. |
Беларусь-1 |
|
Ашхабад |
Работала на
Каракумском канале. |
ДАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
КОРРЕКТУРЫ:
Всего выпущено
т/х «Беларусь» 28 единиц.
25.08.11 Добавлены
казахстанские теплоходы: 2, 3, 4, 6, 7, добавлен теплоход «Беларусь-1»/Ашхабад,
белорусские теплоходы: Иван Мележ, Михась Лыньков, Янка Купала
.
У теплоходов
«Беларусь-1, 8, 9, 10» изменен порт приписки с Павлодара на Семипалатинск.
Добавлена
информация по теплоходу Беларусь порт приписки Пеледуй.
В списке 19
единиц.
06.02.14 Добавлен
теплоход Беларусь-05 (Гомель/БССР), Беларусь-1 (Семипалатинск) с водометным
движителем.
Изменен порт
приписки теплоходов Беларусь-5, 6 с Павлодара на Семипалатинск, добавлен год
постройки казахстанского теплохода «Беларусь-8».
Добавлены
фотографии теплоходов:
Россия: Беларусь-2
(Пеледуй);
БССР:
Беларусь-1, 04, 05, «Якуб Колас», «Янка Купала»;
Казахская ССР:
Беларусь-1 (водометная), Беларусь-5, Беларусь-7;
Туркменская
ССР: Беларусь-1.
В списке 21
единица.
02.12.14 Добавлен
теплоход Беларусь / Надым.
Добавлена
информация по теплоходу Беларусь-3, 6 (Казахстан).
Добавлена
фотография винтового теплохода Беларусь-1 (Казахстан).
В списке 22
единицы.
09.02.17 Добавлен теплоход: Беларусь-06.
Добавлены
Регистровые номера теплоходов Беларусь / Пеледуй и Беларусь-28.
Добавлены
фотографии белорусских теплоходов: Беларусь-1, Беларусь-06, Иван Мележ, Янка
Купала.
В списке 23
единицы.
30.10.18 Добавлена
информация по теплоходу Беларусь-2 / Пеледуй, Беларусь-2 / Казахстан.
05.06.19 Добавлен
теплоход «50 лет Октября».
27.10.19 Добавлен
теплоход Беларусь-03.
04.02.21 Добавлен
теплоход «50 лет БССР и КПБ».
Добавлены
фотографии перевозки теплохода Беларусь-2 из Пеледуя и теплохода «50 лет БССР и
КПБ».
24.06.21 Добавлена
информация по казахстанскому теплоходу: Беларусь-10.
Добавлены фотографии
теплоходов Беларусь-28; Беларусь: Беларусь-1
01.01.22 Добавлена
информация по теплоходу Беларусь / Омск.
Добавлены
фотографии теплохода-памятника Беларусь / Омск (Лабытнанги).
23.11.22 Добавлена
информация по теплоходам Беларусь-2 / ПРП-ЛОРП, Иван Мележ.
Добавлены
фотографии теплоходов Беларусь: Беларусь-2 / ПРП-ЛОРП, Казахстан: Беларусь-4,
5.
В списке 26
единиц.
На Гомельском ССРЗ по проекту 1709Р было построено:
1964г – 1 ед., стр № 1
1965г – 1 ед., стр № 2
1966г – 3 ед., стр № 3-5
1967г – 5 ед., стр № 6-10
1968г – 8 ед., стр №11-18
1969г – 6 ед., стр №19-24
1970г – 4 ед., стр №25-28